Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок

Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 “Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также – кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также – реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, – в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.

С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее – ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.

Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.

Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в кадастровую палату соответствующее заявление. А если собственника нет, то администрация муниципального образования.

Между тем это не так.
Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно. В других случаях нельзя. Даже если сильно мешает.

Когда можно снять участок с кадастрового учета:

Ситуация №1

В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Преобразование земельного участка – это:

  • раздел и выдел участка;
  • объединение участков;
  • перераспределение участков.

Пример №1:

На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..

В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».

Ситуация №2

В случае, когда участок был поставлен на кадастровый учет без одновременной регистрации права, и право впоследствии не было зарегистрировано в течение пяти лет (пункты 14,15 ст. 41 Закона №218-ФЗ).

Пример №2:

Собственник здания решил выкупить землю под своим зданием. Для этого требуемый участок необходимо было поставить на кадастровый учет.

Заявитель разработал схему нужного участка, местная администрация утвердила ее, кадастровый инженер сделал межевой план, и участок поставили на учет для дальнейшего оформления прав (порядок действий в этом случае можно посмотреть на другом моем сайте).

Но выкуп по какой-то причине сорвался (например, у заявителя кончились деньги или поменялись планы). Договор купли-продажи заключен не был. Право собственности зарегистрировано тоже не было.

Такой участок кадастровая палата должна снять с учета через пять лет по собственной инициативе.

Обратите внимание!

По ранее действовавшему закону (Федеральный закон №221-ФЗ) такие участки ставились на учет с временным статусом, и орган местного самоуправления имел право до регистрации прав заявителя снять такой участок с учета по своему заявлению в любой момент, а через пять лет они так же снимались с учета автоматически.

По новому Закону «О регистрации недвижимости» №218-ФЗ (действует с 01.01.2017) участки в таких ситуациях ставятся на учет сразу с актуальным статусом, и администрация снять их с учета не может. Однако через пять лет они с учета все равно снимаются.

Ситуация №3

Если участок был поставлен на учет с временным статусом, т.е. до 01.01.2017 (на основании закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастре…»), то временный статус такого участка перекочует в современный ЕГРН. Такой участок можно снять с учета по основаниями, предусмотренным для снятия с учета временных участков (п. 7 ст. 72 Закона №218-ФЗ).

Временные участки снимаются с учета:

а) По заявлению органа местного самоуправления или иного публичного собственника, если временный участок был образован из земель;

б) По заявлению собственника исходного участка, если временный участок был образован из земельного участка, имеющего собственника;

б) автоматически 01.03.2022.

Ситуация №4

Если участок имеет статус «ранее учтенный», был поставлен на учет до 01 марта 2008 года и право на него на настоящий момент не зарегистрировано (п. 3 ст. 70 Закона №218-ФЗ). Такие участки снимаются с учета автоматически. В этой норме речь идет фактически о брошенных участках, которые за 10 лет не нашли правообладателя.

Можно ли в других случаях снять земельный участок с кадастрового учета по решению суда?

Долгое время существовала практика снятия земельных участков с кадастрового учета по решению суда в результате судебной отмены документа, на основании которого участок был образован.

Например, если земельный участок был образован путем утверждения его схемы, то отмена постановления об утверждении схемы влекла снятие участка с кадастрового учета.

«…установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Отмена указанного ненормативного акта администрации не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков…».

В переводе на русский язык это означает:

1) Снимать участки с учета можно только по основаниям, прямо предусмотренным законом (см. выше); Аналогия закона не применяется.

2) Отмена постановления об образовании земельного участка (об утверждении схемы или проекта межевания) не является основанием для снятия участка с учета;

2) Без оснований, прямо предусмотренных законом, участок можно снять с учета только признав незаконными действия кадастровой палаты Росреестра по постановке участка на кадастровый учет. Для этого суд должен установить, что кадастровая палата при постановке участка на учет нарушила закон.

От себя могу добавить, что в результате принятия данного постановления Судебной Коллегии Верховного Суда снимать участки с учета через суд стало существенно сложнее.

Еще могу сказать, что постановление Судебной Коллегии не столь значимо, как постановление Президиума Верховного Суда. Применение судами данной позиции теоретически не считается обязательным, однако в действительности позиции Президиума и Коллегии чаще всего совпадают, и мнение Коллегии нежестоящий суд скорее всего учтет.

Читайте также:  Как купить земельный участок под ИЖС у администрации города

Если Вы не знаете, что делать конкретно в Вашей ситуации, возможно, я смогу Вам помочь.

Что я могу сделать:

  • Разобрать конкретную проблему и найти выход. Возможно в Вашем случае участок снимать с учета не нужно, а можно применить инструменты, связанные с изменением его границ. Если снятие с учета все-таки единственный путь – обосновать его максимально качественно.
  • Составить иск или жалобу в суд, если в Вашей ситуации это имеет смысл ;
  • Представлять ваши интересы в суде;
  • Если вы из другого региона или из небольшого города и не можете найти земельного юриста поближе – консультировать вас дистанционно по ходу судебного процесса.

Цены на мои услуги:

  • письменный разбор Вашей проблемы с направлением ответа на электронную почту — от 4000 руб. (в зависимости от сложности и объема разбираемой проблемы). В ответе обязательно содержатся ссылки на закон и судебную практику, однако “красивое оформление” не выполняется в целях удешевления работы. Подробнее здесь.
  • устная личная консультация в челябинском офисе без предварительного изучения Ваших документов — от 1000 руб.
  • подготовка иска, отзыва или другого документа в суд по земельному спору — от 12 000 руб. (подробнее здесь)
  • представительство в суде по земельному спору от 9000 руб. / 1 судебный день (подробнее здесь)

Я нахожусь в Челябинске, но работаю с клиентами по всей России через интернет.

Как со мной связаться:

Тел., WhatsApp: 8-908-080-00-35

e-mail: practica74@bk.ru

Еще есть группа ВКонтакте, администратором которой я являюсь. Виджет этой группы размещен в моем блоге.

Пожалуйста, пишите, я отвечу. Адрес офиса: г. Челябинск, ул.Доватора 48, каб. 416.

Один ответ на “Как снять земельный участок с кадастрового учета?”

Здравствуйте.На ранее учтенном участке в 2005 году учтен в 2008 году МКД (двухквартирный) , оба объекта без координат. При уточнении границ этого участка кад.инженер сказала, что дом на другом участке, убедила, что надо формировать новый участок для МКД. Администрация района постановлением утвердила схему расположения участка из земель не разграниченной госуд. собственности, кад инженер подготовила координаты трех смежных участков, в том числе нового и ранее учтенного но без координат МКД. О переносе дома с одного участка на новый речи не было. По межевому плану нового участка мы эти координаты Мировым соглашением утвердили в суде, при этом межевание было только нового участка. В межевом плане нового участка не было информации о МКД, координирование его не проводили.
Росреестр поставил на учет новый земельный участок с ВРИ для размещения малоэтажного дома, как в постановлении и самовольно без нашего ведома учел МКД на новом участке. Решения суда об изменении характеристик ранее учтенного участка с МКД не было. На данный момент в ЕГРН учтены по одному адресу два участка с МКД. Реконструкции МКД не было.
Ситуация неординарная. Просили администрацию отменить постановление, получили отказ. Из местного отделения Росреестра говорят, что все сделали на основании определения суда. А из областной архитектуры прислали , что ППЗ не были утверждены , следовательно в проект межевания территории изменения не вносились.
Правильным ли будет способом нашей защиты иск о признании действий Росреестра незаконным при постановке на кадучет нового участка и можно ли в этом иске просить признать действия МУП “Землемер” и администрации района незаконными?

Земельный участок ранее учтенный как снять с кадастрового учета

Как снять земельный участок с кадастрового учета

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии со статьей 24 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости». Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет – законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.

Что нужно сделать, чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

  1. При реорганизации ЗУпровести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

Статус земельного участка снят с учета: что это значит

Лично собственник или лицо, действующее от его имени по нотариальной доверенности, обращается в кадастровую палату, прилагая необходимые документы. В заявлении указывается основание снятия с учета участка земли, а также количество необходимых копий решения.

Решение о приостановлении выносится на срок до трех месяцев. В этот период гражданин может устранить имеющиеся недостатки и вновь обратиться с заявлением определить земельному участку статус «снят с учета» и в течении десяти дней получить положительный ответ.

Конференция ЮрКлуба

Юлий вы СОВСЕМ не туда пытаетесь думать и двигаться. То что участок стоит на КУ и то что он в бессрочке — это для вас праздник и счастье. Подайте бедному юристу на пропитание заявление о приобретении прав на участок официально со всем пакетом документов — и будет вам бесплатная собственность. Ведь бессрочка ПЕРЕШЛА к новому собственнику здания со всеми вытекающими из статьи 20 ЗК РФ и закона о введении ЗК РФ последствиями.

Всем доброго времени суток ! Подскажите как снять земельный участок с кадастрового учёта.Участок находится в постоянном бессрочном пользовании, правообладателя нет в живых. На участке домик ,правообладатель дома наследник, а земля не передаётся по наследству.. Кадастры говорят что не могут снять с учёта ,закон не позволяет . Может есть какие пути решения. Кроме как ждать 2 года. С уважением,Юлий.

Снятие участка земли с кадастрового учета

Кроме вышеперечисленных документов больше ничего требовать в кадастровой палате у вас не должны, потому что данный список считается полным. При этом передачу можно проводить лично, через почтовый перевод или интернет. При отказе стоит обратиться в суд с иском.

Кроме того, еще одним основанием для снятия считается решение суда, и здесь не важно, уничтожены документы или нет. Стоит понимать, что отказ от прав собственности относится к другой процедуре. Потому что иногда человек является владельцем, но не использует свою недвижимость. Зато он обязан выплачивать налог. Тут речь пойдет не о снятии с учета, а об отказе от прав владения. Поэтому иск в суд и привлечение подобных инстанций не обязательно.

Земельный участок ранее учтенный как снять с кадастрового учета

«В случае если выявлено пересечение границ ранее учтенных земельных участков с границами кадастровых кварталов Омской области и Томской области, проводятся геодезические работы по установлению фактических границ таких участков. При необходимости Подрядчик обращается к собственникам данных участков об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ либо предлагает Заказчику установление границы объекта землеустройства с учетом границ ранее учтенных в ЕГРН границ земельных участков», — отмечается в документации.

Не позднее 20 сентября 2019 года подрядчик передает заказчику предварительное описание местоположения границы. После согласований во всех инстанциях в бумажном виде выпускается карта (план) объекта землеустройства. Как только Омская и Томская области подпишут соглашение о прохождении границы, подрядчик должен изготовить землеустроительное дело, направить его в государственный фонд данных для прохождения государственной экспертизы на соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям, а также для учета.

Снимаем участок с кадастрового учета или же вносим изменения в кадастр недвижимости

В шапке заявления обязательно укажите кому это заявление, а точнее адрес и наименование вашей кадастровой палаты, а также свои данные. В самом тексте заявления избегайте эмоционального изложения и строго по факту изложите основания снятия участка с кадастрового учета.

В любом случае, основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета является заявление, поданное собственником или же собственниками в кадастровую палату. А вот обстоятельства, которые вынудили собственников прийти к такому решению являются первичными основаниями для снятия.

Исковое заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок № 03 с кадастровым номером № 00:00:0000000:03 расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район.

При обращении в ФГУ «Кадастровая палата по Московской области» с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке мне стало известно о том, что границы смежных участков № 03 с кадастровым № 00:00:0000000:03 и №01 с кадастровым № 00:00:0000000:01 фактически расположены на моем земельном участке.

Разъяснение вопросов касающихся кадастрового учета земельных участков

Для оформления границ земельного участка следует обратиться к кадастровому инженеру и провести межевание. Услуга эта платная. Определиться с выбором кадастрового инженера можно на портале Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Реестр кадастровых инженеров». В этом разделе можно также узнать о качестве работы этих специалистов, оценить результаты их профессиональной деятельности.

Правообладателям и органам местного самоуправления будет дано соответственно 6 и 3 месяца с момента получения уведомления для возможности регистрации права либо обременения. Если в течение указанного времени права или обременения не будут зарегистрированы, сведения о ранее учтенных земельных участках будут переведены в статус архивные.

Что такое снятие земельного участка с кадастрового учета, зачем оно нужно и как провести?

По закону вся земля на территории РФ должна быть поставлена на государственный кадастровый учёт, чтобы можно было проследить все изменения, которые проводятся с участком: размер территории, назначение земли и др. В статье рассказано, что нужно сделать, если требуется снять ЗУ с кадастрового учёта, какие бумаги для этого нужны и по какой причине в этой процедуре может быть отказано.

Что это такое?

Снятие с государственного кадастрового учёта – это процесс утраты участка правоспособности. После соответствующего решения ответственного органа, ЗУ больше не может функционировать в прежнем качестве – на нем нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность и получать с него прибыль.

Эта процедура нужна для систематизации и упорядочивания всех ЗУ на территории России. Она производится, чтоб отразить новую информацию об участке и предоставить ее в Государственный кадастр недвижимости. А также снятию с учета подлежат временные земельные участки по прямому указанию законодательных органов.

Читайте также:  Сопровождение сделки купли продажи земельного участка

Если ЗУ не снять с кадастрового учета и не пользоваться им по прямому назначению, то за него все равно нужно будет платить земельный налог.

Можно ли провести снятие ранее учтенного ЗУ?

Если участок ранее учтен в кадастровом реестре, его придется снимать с учета и регистрировать заново, в том случае, если с ним произошли какие-либо изменения:

  • расширение площади;
  • деление на несколько частей;
  • объединение нескольких ЗУ в один и т. д.

Иными словами, старую большую территорию придется «списать», а две новых поставить на учет.

Если при объединении или разделении земель не снять прежний надел с учета, то новые кусочки просто не получат кадастровых номеров, и любая деятельность на них будет незаконна.

Кто и на каком основании имеет право?

Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:

  • Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
  • На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
  • ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
  • Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
  • Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
  • По решению суда.

Особенности снятия по решению суда

Участок снимается с кадастрового учета по судебному постановлению, когда собственник желает отказаться от него по законным основаниям и если ЗУ долгое время не используется. Это необходимо владельцам, чтобы перестать впустую платить налог за землю, на которой в данный момент не проводится никаких работ.

Как провести процедуру?

Прежде чем начинать собирать документы, придется найти сведения об участке, которые подтвердят правомерность всех действий с ЗУ. Если участок реорганизуется, то потребуется произвести межевание, чтобы определить границы старого и вновь образованных наделов, а если снятие нужно по причине гибели земель, то придется пригласить кадастрового инженера, который установит факт того, что надел уничтожен, и составит соответствующий акт.

Если земли находятся в ведении муниципальных властей, то придется предъявить решение инженера им, и на его основании получить акт о признании земель негодными к использованию.

Процедура снятия ЗУ с учета проходит в несколько шагов.

Составление заявления

Если посещаете отделение Росреестра лично, то заявление нужно писать на типовом бланке, в который придется занести все сведения о ЗУ. В заявлении на определенных полях указывается:

  • Сведения о заявителе или его представителе: Ф. И. О., адрес, паспортные данные, СНИЛС.
  • Кадастровый номер ЗУ.
  • Причины снятия ЗУ с учета.
  • Контакты заявителя.
  • Перечень документации.
  • Подпись, дата.

Если отправляете бумаги по почте (о чем ниже), то заявление можно составить в свободной форме простой синей шариковой ручкой на обычном листе А4, соблюдая некоторые правила:

  1. В левой верхней части бумаги: сведения о регистрирующем органе, ниже паспортные данные о заявителе и кадастровый номер ЗУ.
  2. Заголовок – «Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета».
  3. Основная часть: просьба снять ЗУ с учета и список законных оснований.
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Подпись, дата.

Сбор документов

Пакет документов практически не различаются в зависимости от того, кто подает заявление: физическое или юридическое лицо.

Общий перечень бумаг будет таким:

  • Заявление на снятие ЗУ с кадастрового учета.
  • Оригинал паспорта заявителя.
  • Нотариально заверенная копия доверенности право представлять интересы организации (если заявитель – юридическое лицо).
  • Правоустанавливающий документ.
  • Свидетельство о праве собственности.Если выяснится, что в кадастре отсутствуют сведения об участке, то нужна будет копия бумаг на право собственности.
  • Акт кадастрового инженера о межевании, если проводилась реорганизация.
  • Административный акт (если требуется доказать гибель муниципальных земель).
  • Кадастровый паспорт ЗУ.

Список бумаг, перечисленный выше, является исчерпывающим. Требовать дополнительных свидетельств или документов ответственное лицо в Росреестре не может. Все возникающие противоречия — это межведомственный вопрос, к которому заявители отношения не имеют.

Оплата госпошлины

Госпошлина на снятие ЗУ с кадастрового учета не взимается, а все действия проходят бесплатно. Ни физические лица, ни представители организаций не должны платить деньги за эту услугу.

Подача

Снимать участок с учета в кадастре уполномочена Государственная регистрационная палата (Росреестр). Подойдет территориальный орган по месту регистрации ЗУ. Туда можно обратиться непосредственно, написав и подав заявление вместе со всеми требующимися документами, или же через представителя, который может представить нотариально заверенные доказательства, что он выражает чужие интересы.

Собственник должен явиться сам или его уполномоченное лицо. Родственники или близкие друзья не входят в круг представителей, если это надлежащим образом не оформлено.

Есть еще несколько альтернативных способов, если нет возможности посетить Росреестр лично:

  • Через почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Обязательно составить опись всех приложенных документов.
  • Через МФЦ: весь необходимый пакет документов нужно передать оператору и обязательно взять расписку о том, что документы приняты ответственным лицом.
  • Зайти на официальный сайт Росреестра в раздел «Электронные услуги и сервисы» и подать заявление в электронном виде. Здесь дополнительно потребуется усиленная квалификационная подпись, чтобы документы приняли.

Рассмотрение

Когда ответственное лицо примет все необходимые бумаги, оно должно произвести первичную проверку документов. Если все верно, то заявителю отдадут расписку с указанием, что заявление принято, и вопрос будет рассмотрен в определенный срок.

Оператор будет вносить корректирующие или недостающие данные в базу Росреестра, если по каким-то причинам они там не содержались. Далее все документы будут проверены на подлинность, и если окажется, что что-то не соответствует действительности, на этом этапе может последовать отказ (см. ниже).

На всю процедуру с момента подачи заявления и до окончательного ответа должно пройти не менее 18 рабочих дней. После вынесут решение.

Последствия

В итоге решения может быть три:

  1. Снятие с кадастрового учета будет произведено.
  2. Кадастровый учет приостановят.
  3. В снятии ЗУ с кадастрового учета будет отказано.

Если решение окажется положительным, то через три дня все изменения касательного новых характеристик ЗУ внесут в Государственный кадастр недвижимости. Процедура будет проходить без участия заявителя, а только между ведомствами. Ему выдадут кадастровую выписку, где будет указана дата снятия ЗУ с учета. Больше никаких документов и дополнительных шагов не предусмотрено.

Если в заявлении будет отказано, то чтобы снова подать документы на снятие, владельцу придется исправить все ошибки и недочеты. На это ему дается три месяца.

Есть обязательное условие. Участок, который снят с кадастра, должен быть зарегистрирован, как новый объект недвижимости. «Выписывать» землю в никуда запрещено законом. Вместо него должна появиться новая территория с иным назначением, либо должен поменяться кадастровый номер после смены характеристик.

Основания для отказа

Есть несколько причин, по которым в снятии ЗУ с кадастрового учета могут отказать:

  • Документы не соответствуют официальным требованиям.
  • Лицо, которое обратилось в орган с заявлением, не имеет право представлять интересы организации.
  • Росреестр не уполномочен решать вопросы с этим объектом собственности.
  • ЗУ не может изменить свои характеристики.
  • Собственник не устранил все недочеты и нарушения на своем участке в течение положенных трех месяцев.

Если заявитель несогласен с решением Росреестра, то он имеет право обжаловать его в суде.

Проведение в судебном порядке

Иск рассмотрят только в случае, если нет других вариантов решить все вопросы с Росреестром, или если отказ нарушает права заявителя. По причине недостающей бумажки идти в суд точно не стоит. Бумагу лучше восстановить, но если это невозможно, а орган все равно отказывается удовлетворить требования, решить проблему могут только судебные органы. Все документы нужно нести в местное отделение районного суда по месту регистрации ЗУ.

Порядок действий таков:

  1. Пишем исковое заявление в установленной форме с четким и однозначным указанием обстоятельств снятия ЗУ с учета и неправомерности отказа в Росреестре.
  2. Платим госпошлину в 300 руб.
  3. Вместе с иском нужно предъявить весь пакет документов, который предъявляли в Росреестр, квитанцию об оплате госпошлины, а также решение органа с причиной отказа. Без последней бумаги иск суд не примет.
  4. Если делу дадут ход, то будет назначена конкретная дата судебного заседания.
  5. На нем нужно будет озвучить причины судебного иска и конкретные противоправные действия со стороны Росреестра перед судебной коллегией.
  6. Если суд удовлетворит претензии, он выдаст заявителю на руки выписку, которую потребуется предъявить в Росреестр для дальнейшей процедуры.
  7. В том случае, если решение будет отрицательным, есть возможность подать апелляцию в областной суд.

В заключение сделаем несколько выводов:

  • Снять участок с учета можно только в Росреестре по конкретным основаниям, без них ничего не получится.
  • Это применимо к частным владениям и к землям, находящимся в ведении муниципальных властей.
  • Прежде чем собирать документы, нужно провести межевание с участием кадастрового инженера.
  • Перечень документов установлен и его нельзя изменить по требованию отдельных лиц.
  • При отрицательном решении Росреестра, добиться соблюдения своих прав можно только в суде.

Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2019 N Д23и-30808

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” (далее – Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”) Единый государственный реестр земель (далее – ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 “Об утверждении документов государственного земельного кадастра” (далее – Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г. N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее – ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Читайте также:  ЛПХ - что такое земли для личного подсобного хозяйства

Ведение раздела ГРЗ КР “Земельные участки” (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;

выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);

отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.

Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:

заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее – Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а с 1 января 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее – Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее – ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее – земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН).

Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:

1) в отношении таких земельных участков, в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;

2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;

3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участков и соответственно наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):

в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

С 1 января 2017 года отношения, возникающие на территории Российской Федерации в связи с государственным кадастровым учетом и регистрацией прав на недвижимое имущество, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». О порядке снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в соответствии с новым законодательством, рассказывает заместитель начальника отдела нормализации баз данных Тюменского филиала Федеральной кадастровой палаты Ольга БОРИСЕНКО.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости, орган регистрации прав, согласно установленными правилами ведения ЕГРН, снимает с кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года (статус сведений – «ранее учтенный»), в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют ( с учетом информации, которая содержалась до 01.01.2017 в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ).

Пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, предусмотрен порядок действий органа регистрации по исключению сведений о таких земельных участках:

1) при наличии в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в кадастре недвижимости или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок, орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) уведомление о том, что в случае, если в течение шести месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета;

2) при наличии в ГКН сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение шести месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор;

3) при отсутствии в ГКН сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 года, отсутствии в ГКН и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение трех месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке после внесения в соответствующий раздел ЕГРН присваивается статус «архивная».

6 месяцев дается правообладателю объекта или расположенных в нем помещений, чтобы неоформленный земельный участок под объектом не был снят с учета

Работы по исключению сведений о «ранее учтенных» земельных участках, в отношении которых отсутствуют сведения о правах (обременениях), проводятся во исполнение пункта 181 Порядка ведения ЕГРН на постоянной основе, а также при поступлении обращений от физических, юридических лиц, органов местного самоуправления и органов власти.

Проконсультироваться по вопросам снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков можно, обратившись в Тюменский филиал Федеральной кадастровой палаты по тел. (3452) 68-94-26.

Ссылка на основную публикацию