Намеренное ухудшение жилищных условий: судебная практика

Ответственность за намеренное ухудшение жилищных условий

Такое понятие, как ухудшение жилищных условий в нашем законодательстве появилось сравнительно недавно. Соотечественники, преследуя алчные цели, часто намеренно ухудшают свои условия проживания, рассчитывая на помощь государства в их улучшении. Но многие не понимают, что подобны действия считаются преступлением и за это грозит определенное наказание.

Намеренные действия и их последствия

В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей. Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).

Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:

  • человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
  • совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.

Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:

  • съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
  • необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
  • отказ от сделки дарения;
  • самовольное поселение и прописка временных жильцов.

Важно! Поселение и прописка несовершеннолетних детей по месту прописки одного из родителей не является намеренным нарушением.

Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.

Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:

  • количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
  • любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
  • невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
  • нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
  • любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.

Подробнее о действиях, которые могут повлечь ухудшение жилищных условий, и об ответственности за такие действия, смотрите в видео-ролике:

Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.

  1. Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
  2. Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
  3. Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
  4. Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.

Закон начал действовать с 2005 года и в него постоянно вносятся правки. Рассчитывать на улучшение жилищных условий путем преднамеренного их ухудшения нельзя. По крайней мере, перед тем, как прописать в таком жилье родственников и затем требовать улучшений проживания, необходимо проконсультироваться с юристами. Действия могут попадать под статьи, предусматривающие наказание. И наиболее часто, что может произойти, это исключение из программы пожизненно или на ближайшие пять лет.

Претенденты на улучшение жилищных условий

Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.

  1. Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
  2. Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
  3. Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
  4. Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
  5. Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
  6. Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.

На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.

Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.

Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.

В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:

КатегорияСтандартные нормы (кв. м.)
1 человек18
Семья из двух человек42
Семья из трех и более человекБолее 30

Судебная практика

Мне часто приходится сталкиваться с подобными инцидентами. Клиенты, не осознав до конца, кто имеет право претендовать на улучшение жилищных условий, начинают совершать преднамеренные ухудшения. Все это становится понятно органам самоуправления и люди просто не понимают, почему они теряют право воспользоваться подобным преимуществом.

Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь в непростой ситуации. Ее родной отец выписал ее из квартиры (через суд) и выставил просто на улицу. Отец арендовал муниципальное жилье. Что стало поводом такого разногласия между двумя родными людьми, это тема отдельного разговора. Но девушка получила право на участие в программе по улучшению жилищных условий.

Похожий случай, но с принципиально другим решением. Молодые супруги выписались из собственного жилья своих родителей и прописались в комнате (принадлежащей одному из родителей), общая площадь которой 18 квадратов. После рождения ребенка его прописали в эту же комнату, рассчитывая, что теперь их жилищные условия должны быть улучшены, так как 18 метров на троих не отвечает установленным нормам. Действия молодых людей были признаны преднамеренными и теперь рассчитывать на увеличение жилплощади они могут не ранее, чем через пять лет.

Перед вступлением в брак, мужчина узнает, что не так давно его невестой был продана недвижимость, находящаяся в ее собственности. Он переживал, сможет ли их семья претендовать на улучшение жилищных условий. Я сразу успокоил мужчину, что все, что делала женщина до замужества, не имеет отношения к брачному союзу. Поэтому претендовать на улучшение жилищных условий их молодая семья сможет.

Часто обращаются клиенты с похожим вопросом. Некоторые в силу разных обстоятельств отказываются приватизировать жилье. Их интересует, является это преднамеренным ухудшением? Хочу успокоить, что в таких действиях ничего преднамеренного не будет выявлено. Поэтому участие в программе возможно.

Заключение

Законодательная база в этом направлении несовершенна. Но это не является поводом для того, чтобы попытаться обойти законы и преднамеренными действиями попытаться добавить себе квадратных метров. Это может лишь вас права на улучшение жилищных условий, в лучшем случае, на 5 лет.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Дела по намеренному ухудшению жилищных условий

Re: Намеренное ухудшение жилищных условий

“Как следует из содержания ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.”
А если причиной продажи является невозможность гасить займы (кредиты, долги)за приобретенное жилье, всвязи с предстоящим увольнением и потерей постоянного зароботка? Где социальные гарантии увольняемых? Почему изначально забывается обещание обеспечения ЖП со стороны МО? И почему в первую очередь поднимают ЖК РФ, а не ФЗ О Статусе, всеже мы жили по этому закону, но как увольнять, так по ЖК?

Добавлено спустя 32 минуты 9 секунд:

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток декабря 2010 г.

Тихоокеанский флотский военный суд в составе:
председательствующего …….
Судей……
при секретаре…….
рассмотрел гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на
решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи……. флотский военный суд

установил:
Решением гарнизонного суда оставлено без удовлетворения заявление
Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и
жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее
нуждающейся в жилом помещении в избранном после увольнения с военной
службы месте жительства – г, П-К.

В кассационной жалобе Золотая рыбка выражает несогласие с решением
суда, проект его отменить и принять новое решение об удовлетворении
заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на положения ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст, 50-57 Жилищного
кодекса РФ указывает, что продажа занимаемого ранее ею и членами ее
семьи жилого помещения в г. В. не может являться основанием
для отказа в признании ее нуждающейся в получении жилого помещения в
другом населенном пункте – г. П-К
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в
кассационной жалобе, флотский’ военный суд находит решение суда
подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств,
имеющих значение для дела»
Отказывая в удовлетворении требований Золотой рыбки, гарнизонный суд
указал в решении, что поскольку заявитель была обеспечена жилой
площадью по установленным нормам, однако продала имеющееся жилое
помещение, то есть сознательно и добровольно ухудшила свои жилищные условия5 то отказ жилищной комиссии войсковой части 00000 в постановке
ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий является
обоснованным.
Как видно из материалов дела, Золотая рыбка проходит военную службу в
распоряжении командира войсковой части 00000 в г. В. и, имея
выслугу в календарном исчислении более 10 лет, планируется к увольнению
с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Также из представленных материалов усматривается, что
двухкомнатная квартира по адресу: г. В.
была приобретена мужем заявителя в 2000 году после заключения с ним в
1998 году брака Золотой рыбки. После этого в декабре 2004 года указанная
квартира была обменена на трехкомнатную квартиру родственников
заявителя по адресу: г, В. А в 2009 году продана мужем Золотой рыбки , а семья заявителя
осталась проживать в указанной квартире по договору найма.
Решением жилищной комиссии войсковой части 00000(протокол от 30
сентября 2010 года №00), утвержденным командиром указанной воинской
части 1 октября 2010 года, Золотой рыбке и членам ее семьи отказано в принятии
и постановке на автоматизированный учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях.
Вместе- с тем в силу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность
военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в
улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении
ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без
предоставления им жилых помещений. При желании указанных
военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с
военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному
месту постоянного жительства в порядке^ предусмотренном пунктом 14
статьи 15 настоящего Федерального закона,
Анализ приведенных нормативных предписаний позволяет сделать
вывод о том5 что избрание военнослужащим соответствующей категории
места жительства, не совпадающего с его последним местом службы,
является самостоятельным правовым основанием для его признания
нуждающимся в улучшении жилищных условий в этом избранном месте
жительства.
Согласно т 14 ст. 15 Федерального закона «О . статусе
военнослужащих» в редакции, действующей с 1 января 2005 года,
обязанность обеспечения лиц, увольняемых с военной службы, жилыми
помещениями по избранному ими после увольнения в запас месту
жительства независимо от обеспеченности их жилым помещением по последнему месту службы возложена на федеральные органы
исполнительной власти, в которых они проходили военную службу.
Следовательно, с 1 января 2005 года обязанность учета
военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по последнему месту
службы и выразивших желание быть обеспеченными таковым по избранному
после увольнения по возрасту, болезни или организационно-штатным
мероприятиям при наличии выслуги более 10 лет месту жительства,
возложена на соответствующие органы того федерального органа
исполнительной власти, в котором они проходили военную службы.
Применительно к Министерству обороны таковыми являются
жилищные КОМИССИЙ воинских частей и соответствующие квартирно-
эксплуатационные и морские инженерные службы, поскольку именно этими
органами данные военнослужащие после увольнения в запас и будут
обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Следовательно, вопреки выводам в судебном решении, жилищная
комиссия и командир части не имели права отказать Золотой рыбке, имеющей выслугу свыше 10 лет и увольняемой с военной службы по организационно- штатным мероприятиям, в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства в г. П.-К. лишь по тому основанию, что она была обеспечена жильем по месту службы в г. В,
Более того, из материалов дела видно, что заявитель в период
прохождения военной службы жилой площадью от МО РФ не
обеспечивалась, государственного жилищного сертификата, как и
безвозмездной ссуды на приобретение и строительство жилья, не получала.
При таких обстоятельствах без исследования вопроса обеспеченности
Золотой рыбки жильем по избранному ею после увольнения постоянному месту
жительства выводы гарнизонного суда о правомерности отказа жилищной
комиссии войсковой части 00000 в постановке Золотой рыбки на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий являются
преждевременными.
Поскольку гарнизонный военный суд неправильно определил
обстоятельства, имеющие значение для деда, судебное решение подлежит
отмене па указанным основаниям, с направлением дела на новое
рассмотрение для устранения допущенных нарушений и принятия законного
и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 361, п I ч. 1 ст. 362, ст. 366 ‘ГПК РФ, флотский,
военный суд

определил:
Решение 35 гарнизонного военного суда от октября 2010 года по
заявлению старшего матроса контрактной службы Золотой рыбки об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и жилищной комиссии указанной части, связанных с отказом в признании ее нуждающейся в жилом помещении, отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно: Судья Тихоокеанского
флотского военного суда……..

Председательствующий по делу судья Котляренко В.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № КГ- 562

31 марта 2011 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Романова В.С.,
судей: Батаева А.В.,
Линкина А.И.,
при секретаре Шалимовой М.Д., с участием заявителя Драваленко С.Б. и военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции Кузнецовой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года, согласно которому частично удовлетворено заявление майора запаса Драваленко С. Б. об оспаривании действий командира войсковой части 000, связанных с представлением заявителя к увольнению с военной службы и исключением из списков личного состава этой воинской части.
Заслушав доклад судьи Линкина А.И., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Как видно из решения суда и материалов дела, Драваленко в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), приказом командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 с 31 декабря того же года был исключен из списков личного состава этой воинской части без обеспечения жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, денежным довольствием, а также предметами вещевого имущества.
Полагая свои права нарушенными, Драваленко обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части 000 по оформлению документов к досрочному увольнению его с военной службы, а также приказ указанного воинского должностного лица от 18 ноября 2010 года № 232 об исключении его из списков личного состава этой воинской части и обязать это должностное лицо восстановить его в этих списках до обеспечения жилым помещением по установленным нормам и всеми положенным видами довольствия.
Кроме того, заявитель просил взыскать с войсковой части 000 в его пользу понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за обращение с заявлением в суд в размере 200 рублей.
Судом первой инстанции заявление Драваленко удовлетворено частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части 000, связанные с необеспечением заявителя положенным вещевым имуществом при исключении его из списков личного состава воинской части, и обязал командира этой воинской части выдать Драваленко положенное ему вещевое имущество.
Кроме того, суд взыскал с войсковой части 000 в пользу Драваленко судебные расходы в размере 200 рублей за уплату государственной пошлины при обращении с заявлением в суд.
В удовлетворении остальных требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда в части отказа в удовлетворении его требований отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции по тем основаниям, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации он имеет право на жилище, однако в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был уволен с военной службы без предоставления ему жилья по нормам жилищного законодательства.
Ссылаясь на статью 27 Конституции Российской Федерации, обращает внимание на то, что он имеет право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, по мнению автора кассационной жалобы, он правомерно отказался от предоставленной ему квартиры, расположенной по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54.4 кв.м., поскольку она находится в экологически неблагополучном районе города 000, и её рыночная стоимость значительно ниже аналогичного жилья в других районах города.
Обращает внимание на то, что при исключении из списков личного состава воинской части он не был обеспечен в полном объеме предметами вещевого имущества. Однако названные обстоятельства не были приняты во внимание судом при рассмотрении по существу его заявления.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Так, в соответствии с п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Из имеющейся в материалах дела накладной следует, что заявителю не выдано незначительное количество предметов вещевого имущества.
Таким образом, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно отказал Драваленко в удовлетворении требования об отмене приказа командира войсковой части 000 от 18 ноября 2010 года № 232 и восстановлении его в списках личного состава этой воинской части до обеспечения вещевым имуществом, поскольку неполучение заявителем незначительного количества предметов вещевого имущества не может являться достаточным основанием для восстановления его в списках личного состава воинской части.
Возлагая на командира войсковой части 000 обязанность обеспечить Драваленко положенными ему предметами вещевого имущества, суд правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» о том, что в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Согласно материалам дела решением жилищной комиссии войсковой части 000 от 29 мая 2010 года (протокол № 9) Драваленко на состав семьи три человека (он, жена, сын) была распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: 000, кв. 88, общей площадью 54,4 кв.м. Рапортом от 29 мая 2010 года заявитель отказался от получения названного жилого помещения, поскольку оно находится в экологически неблагополучном районе города 000.
Каких-либо документов, указывающих на то, что названное жилое помещение находится в экологически неблагополучном районе города 000 в материалах дела не имеется и заявителем суду не представлено, как и не имеется документов, указывающих на невозможность проживания в этом жилом помещении.
При таких данных, вопреки мнению, выраженному в кассационной жалобе, суд правомерно пришел к выводу о том, что у командира войсковой части 000 не имелось каких-либо препятствий для представления Драваленко к увольнению с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями), поскольку он отказался от получения жилого помещения по месту прохождения военной службы в городе Воронеже, распределенного ему по установленной статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норме предоставления площади жилого помещения.
Кроме того, Драваленко в настоящее время состоит в списке очередников на получение жилья в Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что он в нарушение требований статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» неправомерно уволен с военной службы, не может быть принята во внимание, поскольку предметом судебного разбирательства по настоящему делу являлись действия воинских должностных лиц, связанные с представлением заявителя к увольнению с военной службы, а не приказ командира войсковой части 09436 от 8 июля 2010 года № 066 об увольнении Драваленко с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Согласно протоколу судебного заседания Драваленко пояснил, что был согласен с увольнением с военной службы по названному основанию.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор кассационной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 347, 361, абз. 2, и 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2011 года по заявлению Драваленко С. Б. оставить без изменения, а его кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи

Читайте также:  Как удвоить материнский капитал при покупке квартиры?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания установленных в судебном заседании данных об отсутствии факта совместного проживания и ведения совместного хозяйства истца и его супруги с их сыном, супругой сына и двумя внуками в квартире, принадлежавшей до июля 2010 года на праве собственности супруге Ткачева А.В., тогда как это обстоятельство в соответствии с действующим законодательством является существенным для отнесения данных лиц к членам семьи собственника жилого помещения. Поскольку супруга истца распорядилась принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением, то в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) Ткачев А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении в течение пяти лет, до истечения которых он был уволен с военной службы.

части 5 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 51 и статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих круг лиц, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, включая собственников жилых помещений, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, которая устанавливается органом местного самоуправления, а также определяющих правовые последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает права на жилищные гарантии, предоставляемые в рамках Федерального закона “О статусе военнослужащих”, граждан, которые распорядились жилым помещением, предоставленным муниципальным органом, а также препятствует получению ими этих гарантий после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Также суд первой инстанции указал на то, что возникшие после принятия решения о снятии с жилищного учета обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о восстановлении истца и членов его семьи на жилищном учете, районной администрацией факт отчуждения Казанкиной Н.С. принадлежащих ей жилых помещений правомерно квалифицирован как ухудшение жилищных условий, последствия которого предусмотрены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А. Деревцова оспаривает конституционность статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 18, 19 (часть 1), 27 (часть 1), 35 (часть 2), 40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяет правовые и социальные гарантии, предоставляемые военнослужащим и связанные с признанием их нуждающимися в жилье после истечения пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

6. Исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке целесообразно отразить, что граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, приведших к ухудшению жилищных условий.

15.3. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.В. Кузнецов просит признать противоречащей статьям 7 (часть 1), 15 (часть 3), 17 (часть 3), 19, 41 и 55 Конституции Российской Федерации статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Читайте также:  Когда можно воспользоваться материнским капиталом для покупки жилья

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом “и” настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Проблемы с жильем можно решить разными способами, одним из которых является постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так как у многих людей есть нормальное жилье, и оно вполне подходит для комфортного проживания, у них возникает идея сознательно ухудшить жилищные условия для того, чтобы получить квартиру получше. Насколько это реально и какие есть особенности у данной процедуры – читайте в этой статье.

Понятие намеренного ухудшения

Намеренное (умышленное) ухудшение жилищных условий кратко описано в ст.53 Жилищного Кодекса РФ. В основе лежит желание получить более комфортное жилье за счет государства. Так, например, если стать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно претендовать на новую квартиру по договору социального найма. А потом ее можно без особых проблем приватизировать по закону.

В то же время, рассматривается именно намеренное ухудшение условий с целью стать на учет. К сожалению, в законодательстве нет четкого описания того, что именно может считаться (или не может считаться) намеренным ухудшением жилищных условий. Этот элемент отдан на откуп местному законодательству в каждом отдельном регионе.

На практике, если ситуация четко нигде не описана, то конечное решение принимается в индивидуальном порядке. Иногда – на этапе обращения в местную администрацию с целью постановки на учет, но чаще всего – в суде.

Основной и важный элемент, являющийся подтверждением ухудшения гражданами своих жилищных условий – это намерение/умысел. Одно дело, если человек по определенным причинам (свадьба, рождение ребенка и так далее) прописывает в своей квартире других людей (жену, ребенка и так далее) и совсем другое, если собственник квартиры специально прописывает в своем жилье всех, до кого только может дотянутся.

В первом случае человек получает право на улучшение жилищных условий, так как ухудшение произошло по вполне логичным причинам (проживание вместе с женой, рождение ребенка, которого тоже нужно прописать и так далее). Во втором случае такие действия могут расцениваться как сознательное ухудшение жилищных условий со всеми вытекающими отсюда последствиями (о последствиях см.ниже).

Способы ухудшения жилищных условий

Основные способы ухудшения условий жизни, которые могут быть признаны умышленными при постановке на учет для получения жилья:

  • Изменение статуса недвижимости. В частности – превращение жилья в нежилое помещение. Это явно сознательное действие. Если владельцу больше негде жить, то может рассматриваться как умышленное ухудшение условий.
  • Уменьшение жилой площади недвижимости. Это может быть, например, превращение зала или спальни в большую кладовку или гардеробную. Подобных вариантов может быть множество, однако они крайне редко рассматриваются как ухудшение условий проживания и, что в данном контексте более важно, такие действия и не являются, фактически, ухудшением. Дело в том, что сейчас при определении площади жилья, приходящегося на каждого из прописанных лиц, используется не жилая, а общая площадь квартиры. Таким образом, администрации будет все равно, как используются помещения и какой они имеют статус до тех пор, пока недвижимость остается жилой.
  • Отказ от заключения договора социального найма. Некоторые лица уже даже после постановки на учет хотят получить не просто какое-то жилье, а очень хорошую квартиру. Как следствие, они могут отказаться заключать договор социального найма, если предложенная квартира их не устраивает. Такие действия считаются умышленными и не дают права требовать чего-то лучшего.
  • Нарушение условий договора социального найма или нарушение условий проживания в квартире. Чаще всего в таких ситуациях подразумевается неоплата коммунальных услуг на протяжении долгого срока (от нескольких месяцев до нескольких лет). В результате владелец/жилец квартиры будет выселен из занимаемой им недвижимости при расторжении договора социального найма в одностороннем порядке или при аресте квартиры. Оба варианта действий также являются умышленными. Исключение составляют ситуации, когда человеку действительно нечем платить за коммуналку и он может это доказать.
  • Прописка новых жильцов. Это самая распространенная и спорная схема. С одной стороны, нельзя назвать умышленными действия, когда собственник квартиры прописывает своих родителей, родственников, жену, ребенка и так далее. Особенно если им больше негде жить. С другой стороны, чаще всего для намеренного ухудшения жилищных условий используется именно эта схема: собираются все доступные родственники и прописываются в одной квартире. Так как количество занимаемой площади будет меньше любой нормы, появляется возможность стать на учет. Подобные ситуации обычно рассматриваются в индивидуальном порядке. Кроме того, в некоторых регионах действуют строгие правила, определяющие, вселение каких лиц и при каких условиях является умышленным или неумышленным действием.
  • Жилья или его продажа с получением квартиры меньшей площади. Самый простой пример: продажа двухкомнатной квартиры с последующим приобретением однокомнатной. Формально – жилищные условия ухудшились, но фактически человек пошел на такую сделку сам, а значит все сделал умышленно. Исключение делается только для отдельных ситуаций, когда продажа была вынужденным шагом.

Ухудшение жилищных условий:

Каждая ситуация с преднамеренным ухудшением жилищных условий может рассматриваться индивидуально, ведь обстоятельства могут быть очень отличающимися друг от друга. Ниже приведено несколько самых распространенных вариантов.

Несовершеннолетнего ребенка

Специально ухудшить условия жизни ребенка – очень сложная задача. За этим следят органы опеки. Так, например, не получится без их разрешения продать жилье, выписать ребенка и, в некоторых случаях, вписать нового жилья без веских на то оснований. Как следствие, проблемы именно с детьми возникают крайне редко.

Военнослужащих

При постановке на учет для получения ЕСВ (единовременных социальных выплат) военным также нередко возникают проблемы. К счастью, в данном случае следует опираться на приказ Министерства Обороны №1280. В нем достаточно детально описано все, что может или не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий.

Считается намеренным ухудшением:

  • Продажа или обмен квартиры, в результате чего площадь каждого из прописанных лиц падает ниже установленной нормы.
  • Специальная неуплата коммунальных услуг, порча общедомового имущества и другие антисоциальные действия, в результате которых возникает угроза выселения жильца.
  • Заключение фиктивного брака с последующей регистрацией «супруги/супруга» в квартире для постановки на учет.
  • Специальное расторжение брака с выделением долей в квартире бывшей супруге/супругу и детям. Предполагается именно фиктивный вариант, а не выполнение подобных действий по решению суда или в соответствии с условиями ранее заключенного брачного контракта (последнее – под вопросом, может быть рассмотрено и как фиктивный брак с сознательным заключением изначально невыгодного брачного контракта).

Не считается намеренным ухудшением:

  • Регистрация ребенка или второго супруга.
  • Отсутствие места для проживания (фактическое отсутствие квартиры по уважительным причинам).
  • Проблемы с жильем по причинам, которые не зависят от заявителя (дом с предыдущей квартирой признан аварийным, был уничтожен и так далее.

Молодых семей

Существует специальная государственная программа, позволяющая молодым семьям (возраст до 35 лет) получить квартиру на льготных условиях (меньше ставка по кредиту, погашение части долга государством и так далее). Важная особенность – молодая семья должна действительно нуждаться в жилье. По этой причине некоторые родители сознательно идут на различные махинации, чтобы показать, что дети действительно нуждаются в квартире. Это может быть, например, аннулированная прописка мужа или жены, регистрация в квартире родителей других родственников и так далее.

Является ли намеренным ухудшением жилищных условий:

Выделяются некоторые намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, которые могут стать причиной для постановки на учет. Рассмотрим их подробнее.

Развод

После развода в квартире, где обитала семья, обычно остается тот человек, которому это жилье принадлежало до брака. Исключение составляют ситуации, при которых квартиру приходится делить или продавать с последующим разделом вырученной суммы. В данной ситуации все очень индивидуально.

Так, например, если семья действительно распалась и супруг/супруга не имеет места для проживания, он/она получает право на постановку на учет. С другой стороны, если развод с разделом имущества был сознательным и специальным, выполненным только для того, чтобы получить новое жилье, то такие действия будут признаны умышленными.

Отказ от наследства

Отказ от наследства практически никогда не рассматривается как ухудшение жилищных условий. Во-первых, наследник принимает такое решение самостоятельно. А во-вторых, если он не проживает в той квартире, которая может перейти к нему по наследству, то ни о каком ухудшении жилищных условий речь вообще не идет.

Отказ от приватизации

Добровольное участие в приватизации – это обязательное условие. Если человек специально отказывается от части имущества, он, фактически, ничего не теряет: он сохраняет за собой право на бесплатную приватизацию квартиры в дальнейшем и, кроме этого, получает право пожизненного проживания в этой же квартире, вне зависимости от того, кто становится ее собственником. Как следствие, никакого ухудшения условий не происходит, а значит не возникает и право постановки на учет.

Отказ во включении в список сирот

Про закону, каждая сирота имеет право на бесплатное жилье от государства. Для этого нужно стать в специальную очередь. Этого можно и не делать, однако участие не является обязательным. Потому отказ от участия не считается основанием для постановки на учет.

Что не считается намеренных ухудшением жилищных условий

Как уже было сказано ранее, в федеральном законодательстве нет конкретного перечня причин и оснований, считающихся или не считающихся сознательным ухудшением жилищных условий. Но подобные нормы есть в разных регионах (пусть и не во всех). Примерный список различных действий, признанных в качестве намеренного ухудшения условий:

  • Обмен или продажа недвижимости.
  • Нарушение условий проживания (например, неуплата коммунальных услуг).
  • Расторжение брака или другой вариант изменение состава семьи.
  • Регистрация в квартире третьих лиц.
  • Раздел квартиры между несколькими собственниками.
  • Расторжение договора социального найма по требованию жильца.
  • Изменение статуса недвижимости (перевод в нежилое состояние).
  • Выход из кооператива с соответствующим получением пая.

Последствия

Основное последствие, также рассматриваемое как срок давности – это ограничение для постановки на учет. Так, исходя из указанной в начале этой статьи ст.53 ЖК РФ, если будет выявлено умышленное ухудшение условий, то заявитель теряет право на постановку на учет сроком на 5 лет.

Судебная практика

В связи с тем, что не существует строгого регулирования действий и порядков, каждый суд рассматривает заявление индивидуально и руководствуется действующей практикой, разъяснениями вышестоящих инстанций, а также местным законодательством. Это значит, что в каждом отдельном случае результат может серьезно различаться. Пара примеров из судебной практики:

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Намеренное ухудшение жилищных условий

Здравствуйте!В январе 2013 года нами был приобретен жилой дом площадью 105 кв,на средства материнского капитала в 1/5 доли.Дом был куплен у брата мужа.В доме были зарегистрированы мать мужа,брат мужа,я,наши трое детей и старшая дочь мужа от первого брака,в общем 8 человек.Дом был продан в том же году в октябре из-за ветхости,акт о признании ветхим жилья имеется.В феврале 2014 года муж встал в очередь на получение субсидии на улучшение жилищных условий.Если сейчас он предоставит выписку из егрн и там будет информация о этом доме,то будет ли считаться намереным ухудшением условий продажа того дома?Ещё в техпаспорте на дом допущены грубейшие ошибки, площадь 105 кв указана неверно, площадь жилого дома 58 кв,в общую площадь включили нежилые помещения.Может нам попробовать исправить реестровую ошибку на 58 кв,исправят ли в Росреестре информацию за 2013 год? Или оставить как есть,так как зарегистрированы 8 человек и получается на человека 13 кв.?

Ответы юристов ( 2 )

  • 10,0 рейтинг
  • 6616 отзывов эксперт

Вы не уточнили о какой конкретно субсидии идет речь, т.е Ваш муж видимо включен в определенную программу связанную с предоставлением субсидии на улучшение жилищных условий.

В общем, намеренное ухудшение жилищных условий, как то и продажа ранее принадлежащего жилого помещения может при определенных условиях являться основанием для отказа в признании нуждающимися и улучшении жилищных условий со стороны государства гражданам.

ЖК РФ Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Также и согласно региональному законодательству соответствующего субъекта РФ, если в Вашем случае речь идет о Республике дагестан, то согласно Закону Республики дагестан

от 03 февраля 2006 года N 2

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Статья 9. Ограничения по принятию на учет малоимущих граждан

Малоимущие граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.

Между тем, Вы вправе в случае отказа обратиться в суд с требованиями о признании его незаконным, так как отчуждение указанного дома тем более ветхого насколько я понял не носило своей целью именно признание Вас нуждающимися, более того с учетом состава семьи 8 человек, Вы что при наличии этого дома, что сейчас в любом случае бы были признаны нуждающимися, так как в таком случае на одного человека приходится менее учетной нормы установленной в г. махачкале Республики Дагестан, если речь об этом городе.

РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД МАХАЧКАЛА» РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 22 АПРЕЛЯ 2010 Г. N 25-1 «ОБ УЧЕТНОЙ НОРМЕ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И НОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА»

Учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

105 кв. м: 8 чел.= 13,12 кв. м. на 1 чел., т.е. менее учетной нормы, даже если данная площадь с учетом в том числе и нежилых помещений.

Конечно здесь все зависит от конкретных обстоятельств каждого случая и не всегда такой отказ даже в судебном порядке могут признать незаконным, но атк или иначе имеется и такая судебная практика, а значит если Вам вдруг откажут по тем или иным причинам, вы вправе отказ оспорить в суде, на мой взгляд у Вас для этого будут все основания.

Читайте также:  Кому положена субсидия на квартиру и кто имеет на неё право

Вот пример одного из решения судов:

Решение № 2-663/2015 2-663/2015

М-409/2015 М-409/2015 от 26 марта 2015 г. по делу № 2-663/2015

Статьей ст.53 Жилищного кодекса РФ установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий — постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Действия, которые возможно квалифицировать как ухудшение жилищных условий, но не имеющие своей целью последующую постановку на жилищный учет, нельзя априори считать противозаконными. Намеренное ухудшение своих жилищных условий может быть оценено негативно только в том случае, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.
При этом ответчику необходимо доказать умышленность действий истицы именно в целях последующей постановки на жилищный учет.

Значит необходимо в том числе обратиться к положениям Постановления Правительства РФ

от 24 апреля 2013 года N 369

О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации

12. В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Статья 4. Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения

8. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Т.е. и здесь в принципе смысл остается прежним, в случае отказа его нужно будет оспорить в судебном порядке, так как отчуждение указанного дома тем более ветхого насколько я понял не носило своей целью именно получение данной субсидии, более того с учетом состава семьи 8 человек, Вы что при наличии этого дома, что сейчас в любом случае бы были признаны нуждающимися, так как в таком случае на одного человека приходится менее учетной нормы.

В общем по жилищному законодательству в целях признания нуждающимися учитываются все лица в порядке статьи 31 Жилищного кодекса РФ:

1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

На учёте в очереди стояли муж, я и наши дети с дочкой мужа, итого 6 человек.

Кто был принят на учет, тот и входит в состав членов семьи в таком случае.

С таможни попросили обновить документы и заказать выписки на нас в егрн, там вышла непонятная информация, где 75 кв, где 105 кв, на один и тот же дом.Как это может повлиять на получение субсидии?

Как я уже указал выше, могут сослаться на это как основание для отказа и соответственно отказать это вполне возможно, но Вам в таком случае необходимо будет его оспорить в судебном порядке, в первом ответе я привел решение суда, а также те основания на которые Вы вправе ссылаться, как основание свидетельствующие явно не о намерении получить субсидию когда производилось отчуждение этого дома.

Мой муж стоит в очереди на получение субсидии на улучшение жилищных условий для сотрудников таможни.

А брат и мать мужа являются членами нашей семьи?

Чтобы определится с тем, кто является членом семьи уволенного сотрудника таможенной службы, необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ

«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.1):

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные… обеспечением жилыми помещениями,… сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях таможенных органах Российской Федерации (далее — учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

2. Членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как видим, брат и мать мужа в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (предоставления жилищной субсидии уволенному сотруднику таможни) не являются членами его семьи (только если будет доказано, что они находятся на его иждивении).

В доме были зарегистрированы мать мужа, брат мужа, я, наши трое детей и старшая дочь мужа от первого брака, в общем 8 человек.

Но поскольку в том числе и они ранее проживали в ветхом жилом доме, при расчете учетной нормы учитывались на тот момент все проживающие в жилом помещении, квадраты жилья делились на них всех.

PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Что такое намеренное ухудшение условий проживания и какие его последствия?

В 2005 году вступил в силу новый ЖК РФ и вместе с ним в юридической практике появилось определение понятия «намеренное ухудшение жилищных условий». Теперь на законодательном уровне при наличии доказательств можно уличить гражданина в совершении намеренных действий по ухудшению условий своего жилья с корыстной целью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое и какие действия можно расценивать как намеренные?

Намеренное ухудшение жилищных условий – это любые умышленные действия с целью ухудшения условий проживания для признания их таковыми и получения новых квадратных метров от государства.

Ст.53 ЖК РФ, где фигурирует данное понятие, не дает четких разъяснений, какие именно мероприятия можно расценивать как намеренные.

С целью определения основных признаков злостных действий можно опираться на выводы Конституционного суда и практику юристов, где основной признак подобных намерений – умышленность:

  • Продажа благоустроенного жилья с целью покупки ветхой недвижимости;
  • Неравноценный обмен – удобную квартиру для большой семьи на маленькую однокомнатную;
  • Раздел недвижимости, чтобы стать на учет по улучшению жилищных условий.

При этом человек должен четко отдавать себе отчет в своих действиях и признавать, что данное злоупотребление приведет к:

  • Признанию жилья непригодным и взятию на учет;
  • Он должен признаться, что на момент действий имел четкое намерение ухудшить состояние жилья;
  • В период действий человек не должен состоять на учете, так как в противном случае вся умышленность перестанет быть такой.

Последствия подобных действий

Несмотря на то, что умышленные действия преследуются законом, наказание за их совершение лояльное – человек, совершивший намеренное ухудшение условий жизни, не сможет ставать на учет в течение 5 лет с момент совершения таких действий.

Последствия намеренного ухудшения жилищных условий.

Регулирование данного вопроса в ЖК РФ

Так как данное определение обозначается ст. 53 ЖК РФ в достаточно лаконичной форме и нет подробной формулировки, какие именно действия считаются умышленными, этому вопросу дал более четкое обоснование Конституционный Суд в Определении от 19.07.2007 года № 258-0-0.

Каким должно быть расстояние от дома до границы участка? Полная информация в этой статье.

Несовершенство основного законодательного акта — ст.53 ЖК РФ в решении столь щепетильного вопроса дает возможность местным органам власти, в компетенции которых рассмотрение каждого случая, злоупотреблять изъянами статьи и использовать ее в личных интересах.

Какие действия нельзя трактовать, как намеренное ухудшение?

Существует целый перечень действий, совершение которых не представляется возможным расценивать в качестве нарушения ст. 53 Жилищного Кодекса:

  • Прописка и вселение детей, не достигших совершеннолетия к одному из родителей;
  • Вселение и регистрация к любому из родственников или родителей, супруга/супруги, соблюдая при этом все прописанные нормативы;
  • Отказ в выполнении условий дарственной или договора дарения доли жилья одной из сторон;
  • Отказ от договора ренты получателем и передача жилого помещения рентодателю;
  • Вселение людей по месту временной регистрации;
  • По решению суда признание ничтожной сделки с недвижимостью.

Намеренное ухудшение условий проживания военнослужащими

Об умышленном ухудшении жилья военнослужащим подробно сказано в Инструкции, на основании которой предоставляется служебное жилое помещение контрактникам или по договору социального найма.

Из данного документа следует, что к таким действиям относятся:

  • Умышленное нарушение распорядка пользования жильем;
  • Обмен жилья на площадь меньшую по размерам, что создает некомфортное проживание каждого члена семьи;
  • Заключение фиктивного брака и регистрация новой половинки на своей территории;
  • Расторжение брака и выделение долей в квартире;
  • Нарушение пунктов договора социального найма или умышленная неуплата ренты за эксплуатацию жильем в течение длительного периода;
  • Отчуждение определенной части квартиры благодаря сделке купли-продажи или составлению дарственной на ее долю, что существенно уменьшит используемую площадь для военнослужащего и его семьи.

Также Инструкция содержит перечень действий, доступных для выполнения и не считающихся умышленными.

Для чего может понадобиться поквартирная карточка? Об особенностях этого документа читайте по ссылке.

Вселение родственников, детей, родителей, супругов на территорию военнослужащего по решению суда, если они:

  • Не являются владельцами личной собственности;
  • Располагали жильем, признанным впоследствии непригодным;
  • Потеряли право собственности на недвижимость из-за заключения брака с военнослужащим и последующего переезда на место его службы;
  • Потеряли право на жилье из-за решения суда по признанию сделки с ним не правомерной, как следствие не могут им пользоваться.

Справка о сдаче жилого помещения.

Намеренное ухудшение жилья молодой семьей

Намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьи считаются таковым, если до совершения этих действий каждый член семьи имел условия проживания выше нормы.

К умышленным действиям относятся:

  • Из-за совершения определенных сделок изменения правил пользования жильем;
  • Обмен жилой площади;
  • Принудительное выселение вследствие невыполнения условий договора о пользовании квартирой;
  • Изменение состава семьи, к примеру, расторжение брака;
  • Вселение в квартиру прочих лиц на постоянной основе;
  • Выдел доли;
  • Отчуждение жилого помещения или его части, в котором живет семья.

Ухудшение жилищных условий детей

Этот вопрос очень актуален, так как он играет важную роль в защите прав несовершеннолетних.

Если супруги разводятся, то родитель, который не является собственником жилья, при отсутствии особых договоренностей, теряет право на пользование квартирой. Однако ребенок в таком случае согласно нормам СК РФ обладает защитой прав и интересов, за которые ответственны родители.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка? Способы изменения смотрите здесь.

Такое положение сохраняется даже после распада семьи, и ребенок имеет право на проживание в том же доме. Самовольно его нельзя выселить, так как это ведет к нарушению его прав.

Ответственность за намеренное ухудшение

Из ст.53 и комментариев к ней вытекает, что даже женитьба или рождение ребенка не будет учитываться, если человек является правонарушителем и наказан 5 годами запрета.

А так как статья 53 лишена четкого разъяснения, что именно является правонарушением, регионам предоставлено право самостоятельно разрабатывать правовые акты на основании ст. 53 по выявлению умышленных действий и этим правом воспользовалось 15 регионов.

Как приватизировать гараж в гаражном кооперативе? О способах и правилах приватизации читайте в статье по ссылке.

Из-за чего нет точной трактовки закона и определения четких наказуемых действий, в результате очень часто нарушаются именно права граждан.

Важно: несмотря на то, что ответственность за намеренные действия 5 лет непринятия на учет нарушителя закона, а случай незаурядный, решение властей можно оспорить в суде при наличии неопровержимых доказательств обратного.

Судебная практика по данной категории дел

Так как данное обстоятельство достаточно ново, оно вызывает неподдельный интерес у специалистов. Из этого вытекают такие комментарии с их стороны:

  • Что касается военнослужащих, с практикой намеренного ухудшения они столкнулись еще в 1998 году утвержденными Правительством правилами пользования жильем, в которых четко описывались нарушения в отношении жилья;
  • В городе Москве и на всей территории России данная практика учета граждан нуждающихся в жилье использовалась еще с 1984 года, а утверждением решения Моссовета от 1997 года утратила силу и уже в 2003 году изменениями в ЖК РФ получила новую жизнь, что определено ст.53.

Это основание получило широкое использование на практике:

  • Конституционный и Верховный Суд в своих позициях утверждают, что для признания вины гражданина необходимо детально выявить все обстоятельства, приведшие к искусственному ухудшению условий жилья и только после этого ограничить их в правах.

Ими отдельно выделяется вопрос регистрации, который больше относится к компетентности сотрудников регистрационных органов и не может быть умышленным действием со стороны граждан.

Также в судебном порядке можно оспорить решение жилищного органа, что действия были предумышленными при переезде недееспособных родителей к военнослужащим, так как на этот вопрос Инструкция оставляет довольно большой фронт действий.

Примером тому может быть обжалование подобного решения Военным Судом в деле от 18.06.2010 года Пушкинского гарнизона.

  • Как выявляется в судебной практике очень тяжело уличить в корысти человека, расторгающего брак. Ведь данное положение регламентируется Семейным Кодексом и имеет отношение к личным проблемам, которые стоят на первом месте, а уже имущественные споры являются его производным и занимают вторые позиции.

При таком объяснении уличить человека в корысти, руководствуясь лишь самыми догадками и предположениями невозможно, необходимо иметь неоспоримые доказательства, чтобы на данном этапе обвинить человека в умышленности, ведь для этого нужно выявить причину и инициатора разрыва, разобраться в самой сути отношений между людьми, которые могут иметь множество аспектов.

Что такое дачная амнистия? Об оформлении участка вы узнаете из данного материала.

Тем не менее, даже при столь больших противоречиях в судебной практике существует пример отказа в требовании улучшения жилищных условий после развода от 13.03 2007 года решением Московского городского суда.

Выводы

Намеренное ухудшение жилищных условий используется довольно часто гражданами и в большинстве случаях все получается, из-за нечеткой формулировки причин злодеяния.

Но в то же время много граждан страдает вследствие неправомерных решений местных властей, которые малейшие отклонения от нормы в обстоятельствах семьи расценивают как умышленность.

О том, как можно улучшить жилищные условия, вы узнаете из этого видео:

Ссылка на основную публикацию