Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N ОГ-Д23-3182 “О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно соотношения понятий “объект недвижимости” и “объект капитального строительства”, а также по отдельным вопросам порядка строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости и объектов капитального строительства, и в пределах компетенции сообщает.

По общему правилу, объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет, и права на которые подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, далее – Гражданский кодекс, Закон о кадастре, Закон о регистрации соответственно).

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек относятся к объектам капитального строительства.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства, либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает предоставление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса), которое в силу положений статьи 25 Закона о регистрации, наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен этот объект, является основанием для государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не допускается.

Одновременно следует отметить, что положениями части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрен ряд случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется.

Кроме того, в силу пункта 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

В то же время, по мнению Департамента недвижимости, объекты, для строительства которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, могут являться объектами недвижимости с последующей возможностью государственной регистрации прав на них, если такие объекты отвечают признакам, установленным пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса, например, дачные и садовые дома.

Право собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества в случае, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, может быть зарегистрировано в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, положения которой также предусматривают необходимость подтверждения прав на земельный участок, на котором расположен такой объект.

В силу положений части 9 статьи 25 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет объекта недвижимости, для строительства которого выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании декларации о таком объекте недвижимости, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации, в рамках взаимодействия органа кадастрового учета и регистрирующего органа. Правила указанной части не ограничивают заявителя в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

При этом следует отметить, что положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса, регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают принятие распорядительных актов. Разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Учитывая изложенное, регистрация права собственности на объекты, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство, в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса, в настоящее время не представляется возможной.

Вместе с тем обозначенный вопрос урегулирован в положениях статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства.

В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации.

Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается.

По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права.

При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной.

Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Как поставить недвижимость на кадастровый учет

1. В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет?

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости ( ЕГРН ) о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость.

Только кадастровый учет требуется, если вы:

  • существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания, сооружения на земельном участке, который находится у вас в собственности или которым вы пользуетесь на других законных основаниях;
  • снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.

Кадастровый учет с одновременной регистрацией прав на недвижимость требуется, если объект недвижимости:

    был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

“>не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);

  • прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН).
  • Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.

    Ставить недвижимость на кадастровый учет должен собственник (независимо от того, кто он: гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может поставить недвижимость на кадастровый учет сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

    2. Какие документы нужны для кадастрового учета?

    Пакет документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет, зависит от того, какой объект недвижимости вы хотите поставить на кадастровый учет — земельный участок, дом, машино-место или что-то еще.

    Чтобы узнать, какие документы понадобятся именно вам, воспользуйтесь специальным конструктором жизненных ситуаций на сайте Росреестра.

    С полным списком документов, которые необходимы для постановки недвижимости на кадастровый учет (как отдельно, так и одновременно с регистрацией прав на недвижимость), можно ознакомиться на сайте Росреестра.

    Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы. За регистрацию прав придется уплатить госпошлину .

    3. Как подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет?

    Подать документы на постановку недвижимости на кадастровый учет можно несколькими способами.

    Лично

    Если недвижимость расположена в Москве, подавать заявление нужно в любой центр «Мои документы», если за ее пределами — подать документы лично вы можете:

    • во Дворец госуслуг по адресу:
    • Москва, Проспект Мира, дом 119, строение 71;
    • в отделения Росреестра по адресам:
    • Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, этаж 3;
    • Москва, проезд Завода Серп и Молот, дом 10;
    • Москва, Зеленый проспект, дом 20.

    Сотрудники приемной Росреестра, а также работники Дворца госуслуг ведут прием только по предварительной записи. Инвалиды I и II групп, а также инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны при подаче и получении документов обслуживаются без очереди. Записаться можно по телефону: +7 (495) 587-78-55, добавочный 24-15.

    По почте

    Отправить пакет документов можно на адрес территориального органа или офиса Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или на адрес приема корреспонденции в центральном аппарате Росреестра: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.

    Онлайн

    Вы можете сформировать электронное обращение с помощью онлайн-сервиса Росреестра для постановки недвижимости на кадастровый учет или для постановки на кадастровый учет одновременно с регистрацией прав. Обратите внимание: на последнем шаге формирования заявления его необходимо подписать усиленной электронной подписью.

    На дому

    Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание». К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

    Недвижимость поставят на кадастровый учет в течение 5 рабочих дней с момента регистрации заявления и документов Росреестром, а в случае постановки на кадастровый учет на основании карты-плана территории — 15 рабочих дней. Если одновременно с постановкой на кадастровый учет будут регистрироваться права собственности на недвижимость — в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Если вы подаете документы в центре «Мои документы», сроки увеличатся на 2 рабочих дня.

    Читайте также:  Процесс покупки недвижимости на Кипре: рекомендации

    Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online».

    4. Чем подтверждается кадастровый учет?

    По итогам постановки недвижимости на кадастровый учет вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Она предоставляется в виде подписанного квалифицированной электронной подписью документа, который отправляется на e-mail, либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре «Мои документы». Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на кадастровый учет.

    Сведения, содержащиеся в ЕГРН, считаются актуальными на момент выдачи выписки. Поэтому в дальнейшем для подтверждения нахождения в реестре информации о характеристиках вашего объекта недвижимости может потребоваться новая выписка из ЕГРН.

    Кадастровые паспорта с 2017 года больше не выдаются.

    5. Как проверить, стоит ли моя недвижимость на кадастровом учете?

    Вы можете проверить, стоит ли ваша недвижимость на кадастровом учете, с помощью онлайн-сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:

    • адрес объекта недвижимости;
    • условный номер (присваивается при государственной регистрации прав на недвижимое имущество);
    • номер права (указан в свидетельстве о государственной регистрации права и выписке из ЕГРН).

    Как проводится кадастровый учет и сколько стоят подобные услуги

    Каждый объект недвижимости уникален не только в глазах владельцев, но и с точки зрения государства. Любая недвижимость, будь то загородный дом, склад или земельный участок, должна быть описана и включена в государственный реестр. Для этого существует кадастровый учет. Что представляет собой процедура постановки недвижимости на кадастровый учет, каковы ее сроки и стоимость — расскажем в данной статье.

    Кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое и зачем он нужен

    Кадастровый учет земельных участков и любой другой недвижимости необходим для того, чтобы закрепить право собственности. Если данные о недвижимости внесены в кадастр, государство выступает в роли свидетеля, подтверждающего права на объект и его расположение. Кроме того, кадастровый учет земельных участков необходим для определения размера земельного налога.

    Постановка на кадастровый учет — первый шаг государственной регистрации права на объект недвижимости. В результате учета владелец недвижимости получает выписку из ЕГРН, с которой может идти в регистрирующий орган за получением свидетельства о государственной регистрации права.

    В рамках кадастрового учета существует несколько типов процедур:

    • Постановка на учет . Любые сделки с недвижимостью без свидетельства о госрегистрации права невозможны, а для оформления этого свидетельства необходим кадастровый паспорт. Если у вас нет свидетельства о государственной регистрации права, то вам сначала в любом случае придется поставить имущество на кадастровый учет.
    • Снятие с учета . Снять недвижимость с учета необходимо после ее разрушения (например, если дом снесли или он был разрушен стихийным бедствием).
    • Внесение изменений . Любые изменения в характеристиках объекта недвижимости должны быть отражены в кадастровом паспорте. Внесение изменений необходимо после каких-либо структурных изменений на участке, в доме или квартире. Перепланировка, пристройка еще одного этажа к дачному коттеджу, изменения границ участка — все это требует внесения изменений.

    Этапы процедуры и необходимые документы

    Вы не можете самостоятельно подготовить план участка, дома и квартиры — этим занимаются кадастровые инженеры, имеющие соответствующую аккредитацию. Они также оформляют акт согласования местоположения границ участка с владельцами смежных земельных участков.

    Особенности постановки на учет

    Объекты, которые подлежат постановке на кадастровый учет, делятся на 2 группы:

    Ранее учтенные — те, которым присвоен условный номер и на которые уже составлена регистрационная запись о праве собственности.

    Образованные или вновь созданные — те, на которые право собственности еще не зарегистрировано.

    Постановка на кадастровый учет начинается с того, что собственник подает заявление в Росреестр или МФЦ. Помимо заявления установленного образца, в зависимости от особенностей недвижимости могут потребоваться:

    • копии документов, подтверждающие право собственности;
    • технический план помещения или здания;
    • межевой план (если на учет ставятся земельные участки);
    • копии документов, подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, и разрешение на пользование таким участком.

    После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки при наличии паспорта. По итогам учета собственник получает кадастровую выписку со сведениями об изменениях, произошедших с момента последней учетной записи. Эти бумаги необходимо сохранять до проведения следующего кадастрового учета.

    Как снять с кадастрового учета объект недвижимости

    Порядок действий при снятии объекта с учета мало отличается от действий при постановке его на учет. Для того чтобы снять недвижимость с кадастрового учета, необходимо также написать заявление установленного образца в Росреестр или МФЦ. В заявлении следует указать причину снятия с учета и кадастровый номер объекта. К заявлению нужно приложить копию паспорта, копию свидетельства о собственности на объект, кадастровый паспорт и акт обследования.

    Решение, как и в случае с постановкой на учет, принимается в течение 5–7 рабочих дней. По прошествии этого срока документы выдаются собственнику лично по предъявлении паспорта или высылаются почтой с необходимостью уведомления о получении.

    Нюансы процедуры внесения изменений в Кадастр недвижимости

    Для того чтобы осуществить кадастровый учет изменений, владельцу недвижимости нужно подать в Кадастровую палату документ, удостоверяющего личность, заявление установленного образца, свидетельство о праве собственности на землю, межевой план участка и копии документа, подтверждающего отношение участка к соответствующей категории земель, — в случае если предметом учета становится земельный участок. Документы сдаются и получаются на тех же условиях, что и в перечисленных выше случаях.

    Длительность процедуры

    Если в поданных документах нет никаких ошибок или расхождений и все они оформлены правильно, описание объекта вносится в кадастр. Вся процедура занимает 5–7 дней. Если же обнаружатся какие-либо неточности, срок может значительно увеличиться. Кадастровая палата может отказать в постановке на учет или приостановить учет — например, если земля не подлежит кадастровому учету (к таким относятся земли заповедников, земли, зарезервированные для государственных нужд, земли стратегического назначения и прочие), если собственник предоставил неполный комплект документов, если лицо, подавшее заявление, имеет спорные права на эту недвижимость.

    Стоимость услуг кадастрового учета

    Цены на услуги кадастровых инженеров, осуществляющих разработку планов, актов обследования и постановку на учет, различаются в зависимости от типа недвижимости.

    В среднем постановка на учет квартиры или комнаты стоит от 10 000 рублей, жилого дома и нежилого помещения — от 25 000 рублей, нежилого здания — от 50 000 рублей. Внесение изменений обойдется минимум в 10 000 рублей.

    Со­глас­но рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тельст­ву, про­во­дить ра­бо­ты по ка­даст­ро­во­му уче­ту мо­гут толь­ко ак­к­ре­ди­то­ван­ные ка­даст­ро­вые ин­же­не­ры. Про­ве­рить на­ли­чие ак­к­ре­ди­та­ции мож­но на сай­те Рос­ре­ест­ра в раз­де­ле «Ре­естр ка­даст­ро­вых ин­же­не­ров». Имей­те в ви­ду, что спе­ци­а­ли­с­ты это­го про­фи­ля мо­гут ока­зы­вать услу­ги и как ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, и как ра­бот­ни­ки ком­па­ний.

    Какие объекты ставят на кадастровый учет, и как это сделать?

    Какие объекты ставят на кадастровый учет — вопрос, который интересует многих владельцев недвижимости. Люди часто не знают, нужно ли регистрировать имущество в Росреестре. Как правило, это касается небольших участков или сооружений, которые находятся в СМТ или других образованиях.

    Чтобы ответить на вопрос, важно понимать суть кадастрового учета. Под этим термином понимается процесс, направленный на регистрацию объекта недвижимости при условии описания его параметров и особенностей. После постановки на учет имущество приобретает законную форму, а его владелец может осуществлять с ним различные действия — продавать, сдавать в аренду и решить иные задачи. Что говорит законодательство? Какую недвижимость и землю необходимо регистрировать? Какие бумаги для этого потребуются? Эти и другие вопросы рассмотрим подробнее.

    Какие объекты ставят на кадастровый учет — требования законодательства

    В ФЗ №221 указано, что все объекты недвижимости подлежат постановке на кадастровый учет. Такое требование касается всех видов имущества — жилых и нежилых построек, а также земельных участков. При этом процесс постановки на учет регламентирован на законодательном уровне. Это означает, что при правильном подходе все вопросы можно решить самостоятельно.

    Что ставится на кадастровый учет — земля и недвижимость

    В ГК РФ (статье 130) указано, что к понятию недвижимости относятся сооружения, имеющие неразрывную связь с земельным участком. Главной особенностью таких конструкций является невозможность переноса на другое место без повреждения. Такое сооружение нельзя сместить так, чтобы не нарушить возможность его применения по прямому назначению. На вопрос, что ставится на кадастровый учет, многие эксперты отвечают просто — все объекты, которые имеют фундамент.

    Не исключением являются и земельные участки, которые также подлежат регистрации в Росреестре. Но здесь имеются исключения:

    • ЗУ, которые применяются для государственных нужд. В эту категорию входят наделы, которые применяются ВС РФ или ФСБ.
    • ЗУ, относящиеся к природоохранным регионам. В эту категорию входят парки и заповедники. Сюда включаются и иные объекты, представляющие собой историческую ценность.

    Какую недвижимость нужно ставить на кадастровый учет?

    Выделим недвижимость, которая в обязательном порядке подлежит кадастровому учету:

    • Вновь создаваемые земельные участки — выделенные или вновь сформированные наделы.
    • ЗУ, которые появились при разделе земли или выделении из нее доли. В такой ситуации старый надел прекращает существование, а новые проходят регистрацию с учетом требований законодательства.
    • Новые здания. Сначала человек получает разрешение на возведение постройки, после этого сооружение вводится в работу, а далее ставится на учет.
    • Переоборудованная и восстановленная недвижимость.
    • Недостроенные объекты капстроительства.

    Документы для кадастрового учета объектов недвижимости

    Для успешного прохождения процедуры заявитель должен собрать необходимый пакет бумаг и передать их одним из доступных способов. К наиболее важной документации стоит отнести:

    1. План межевания. Это обязательная бумага, которая необходима при постановке на учет земельного участка (всего или определенной части). К ней прикладываются копии документации, свидетельствующей о согласовании границ ЗУ со всеми соседями. Последнее требование обязательно, если по закону без такого согласования не обойтись.
    2. Технический план. Он создается по отношению ко всему объекту или к конкретной части. В том числе такая бумага нужна и для недостроенных сооружений. В некоторых случаях требуется разрешение на ввод , которое запрашивается уполномоченным органом без помощи клиента.
    3. Акт обследования. Эта бумага требуется, если заявитель просит снять недвижимость с учета, к примеру, в случае полного разрушения здания.
    4. Документы, официально подтверждающие права заявителя. Это актуально, если бумаги передает представитель. При этом потребуется справка от нотариального органа.
    5. План-карта для земельного участка.

    Также для кадастрового учета объектов недвижимости могут потребоваться следующие документы:

    • Правоустанавливающие бумаги на объект. Необходимы в том случае, когда у уполномоченных органов нет информации о владельце.
    • Документация, подтверждающая юридические права на долю ЗУ, весь надел или недвижимость.
    • Документ, относящий надел к определенной категории. При необходимости кадастровый орган запрашивает эту бумагу. На практике она необходима в редких случаях.
    • Документация, подтверждающая право применения ЗУ.
    • Бумаги, свидетельствующие об внесенных изменениях в целый объект недвижимости или его часть.
    • Проект межевания (копия, заверенная местными органами власти).
    • Документация, подтверждающая присвоение недвижимости определенного адреса.
    • Прочие бумаги
    Читайте также:  Как получить допуск СРО: особенности процедуры

    Перед тем как поставить строение на кадастровый учет, важно уточнить в уполномоченном органе требования к пакету документации. Они могут различаться с учетом типа участка, который подлежит регистрации. В частности, для регистрации земли, жилой или нежилой недвижимости пакет документов хоть и незначительно, но различается.

    Как поставить строение на кадастровый учет — инструкция

    Общий алгоритм действий подразумевает прохождение следующих шагов:

    • Сбор рассмотренных выше документов с учетом особенностей объекта (земли или сооружения).
    • Передача бумаг в кадастровый орган или посреднические организации любым из доступных способов.
    • Получение решения о выдаче выписки или отказ в услуге.

    Способы подачи бумаг для постановки на кадастровый учет

    Существует несколько вариантов передачи заявления и документации:

    • Через официальный ресурс Росреестра. Для этого переходим на площадку кадастрового органа, подаем заявление и отправляем бумаги через Интернет (онлайн). Заявка оформляется в интерактивной форме, что упрощает процесс для майнера. Главное требование в этом случае — применение ЭЦП.
    • МФЦ. При наличии рядом многофункционального центра, стоит записаться на прием и принести сюда документацию. При этом бумаги можно оформить с помощью сотрудника организации. В этом случае вероятность допустить ошибку снижается. Но стоит учесть, что не все МФЦ предоставляют такую услугу. Следовательно, этот нюанс рекомендуется уточнить заблаговременно.
    • Кадастровая палата. Для консервативных граждан подойдет вариант с личным посещением органа регистрации. Чтобы избежать задержек по времени, лучше сразу подготовить документы для кадастрового учета, а также записаться на прием. Сделать это можно через ресурс Росреестра или набрав номер единого колл-центра.
    • Почтой. Если ни один из предложенных вариантов не подошел, можно направить бумаги с привлечением почтовых служб. В этом случае обязательна опись вложения, а также уведомление о принятии бумаг уполномоченным органом.

    В дальнейшем можно контролировать процесс рассмотрения заявки через Интернет. Для этого требуется перейти на ресурс Росреестра, а после зайти в раздел проверки статуса запроса. Сведения предоставляются в любом случае, вне зависимости от способа передачи документов — онлайн, почтой или лично (через МФЦ или в кадастровый орган).

    Результат обращения

    Если проблем с документацией и объектом недвижимости нет, кадастровый орган в срок до 7 суток (в зависимости от способа передачи бумаг) выдает документ о постановке на учет. Наличие каких-либо неточностей или нехватка документации приводит к тому, что период предоставления услуги может затянуться. Результат оказания услуги — выдача заявителю:

    • Кадастрового паспорта (при оформлении объекта впервые).
    • Выписки о проверяемом имуществе с информацией о нем (при внесении правок).
    • Выписки о доле имущества, которое регистрировалось в Росреестре. Здесь указывается новая информация об объекте (его части).
    • Выписки в отношении имущества, которое прекратило существование.

    Зная, как поставить строение на кадастровый учет, какие документы для этого нужны, и что из объектов подлежит регистрации, удается ускорить процедуру и выполнить все требования законодательства.

    Постановка на кадастровый учет

    услуги постановки домов, участков, дач, квартир и другой недвижимости на кадастровый учет в Москве и Московской области

    Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет в Москве и области

    Любая недвижимость подлежит кадастровому учету. В это понятие входят все действия, направленные на внесение в государственный реестр сведений о ней. Эти сведения составляют Единый государственный реестр (ЕГРН). По итогам учета объекту недвижимости присваивают уникальный идентификационный номер.

    Значение государственного учета

    Постановка на Кадастр решает несколько задач:

    1. Подтверждение факта существования/утраты недвижимости.
    2. Регистрация права собственности.
    3. Расчет налогов на недвижимое имущество.

    В государственный реестр вносят сведения, позволяющие однозначно определить регистрируемый объект, его местоположение, особенности и т.д.

    Типы процедур

    • Постановка на кадастровый учет. Проводят в отношении вновь образованных объектов недвижимости. Для того чтобы зарегистрировать на них право собственности, сначала необходимо внести сведения в государственный реестр.
    • Снятие с учета кадастрового учета. Требуется в том случае, если объект перестал существовать. Данные удаляют из реестра, если она была полностью разрушена и не может быть использована по своему назначению.
    • Внесение изменений в реестр кадастрового учета. Проводят в том случае, если были внесены серьезные структурные изменения. Это может быть перепланировка, реконструкция здания, изменение границ и конфигурации земельного участка.

    Нужна помощь в постановке на государственный кадастровый учет в Москве или Московской области? Звоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21, чтобы получить бесплатную консультацию компании-эксперта «Геомер групп».

    Объекты подлежащие регистрации

    В нашей компании вы можете получить помощь в постановке на государственный кадастровый учет разных объектов недвижимости:

    • Дом. Регистрации подлежат как частные малоэтажные постройки, так и многоквартирные жилые дома.
    • Земельный участок. Учитывают участки любых категорий.
    • Здание. При регистрации зданий одновременно учитывают отдельные помещения, машиноместа и т.д.
    • Квартира. Учет квартир проводят одновременно с регистрацией дома.

    Документы для регистрации

    Перечень документов для постановки на Кадастр зависит от вида объекта недвижимости. Общими являются:

    1. Заявление.
    2. Паспорт заявителя.
    3. Документы основания.
    4. Техническая документация (техплан, межевой план и т.д.).

    Чтобы узнать полный перечень документов, обращайтесь к нам. Наш специалист даст вам список необходимых документов, при необходимости поможет их собрать.

    У нас вы можете заказать дополнительные услуги по офрмлению документов, если какие то из них отсутствуют, например: подготовку техплана, межевания, составление акта обследования недвижимости и т.д.

    Этапы процедуры оформления

    В 2017 году в силу вступил ФЗ-218. Он внес существенные изменения в ход и порядок регистрационных процедур. Теперь постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав собственности проводятся одновременно. Это позволило сократить время, необходимое для полного оформления объекта недвижимости в собственность.

    1. Сбор документов. Для проведения регистрационных процедур требуется техническая документация на объект. Подготовить ее может только аккредитованный кадастровый инженер. Закажите нам постановку вашей недвижимости на государственный учет. Наши специалисты имеют нужную аккредитацию, допуски. Мы проведем нужные работы, подготовим документацию и подадим заявление в Росреестр.
    2. Подача заявления и документов в Росреестр. Этапы разных видов государственного учета практически не отличаются. После того, как документы собраны, можно подавать заявление в Росреестр. Это можно сделать самостоятельно через МФЦ. Так как постановка на Кадастр требует обязательного проведения кадастровых работ, целесообразнее заказывать регистрацию у того же подрядчика. Прохождение процедуры силами наших специалистов поможет вам снизить риск получить отказ от Росреестра.
    3. Сопровождение процедуры. Процедура занимает 7 дней. Этот срок может существенно затянуться, если специалисты Кадастра обнаружат ошибки или неточности. Сопровождение специалистами «Геомер групп» поможет вам сэкономить время на кадастровые процедуры. Любые выявленные неточности будут оперативно устранены кадастровым инженером, который готовил документы. Вы получите выписку из ЕГРН.

    Сроки регистрации

    Срок постановки на кадастровый учет – 7 рабочих дней с момента подачи заявления в Росреестр. На практике срок может быть значительно больше. На срок регистрации влияет:

    • Подготовка документов. Это самый времязатратный этап, так как для подготовки документации требуется провести кадастровые и геодезические работы. Срок устанавливается договором с организацией которая подготавливает документы.
    • Проверка документации, выявление ошибок и неточностей сотрудниками Росреестра. В этом случае процедура может быть приостановлена или вы получите отказ. Возобновить процедуру можно только после устранения ошибок. Помощь специалистов «Геомер групп» помогает снизить риск приостановления процедуры или отказа в регистрации. Выявленные ошибки оперативно устраняются кадастровым инженером.

    При подаче документов через МФЦ нужно учитывать еще и особенности межведомственного взаимодействия. Оно увеличивает срок получения выписки еще на 2 дня.

    Не хотите терять время? Мы поставим вашу недвижимость на Кадастр и зарегистрируем права собственности, выступая как доверенное лицо в ваших интересах.

    Стоимость услуг

    Стоимость постановки на государственный кадастровый учет зависит от разных факторов, но в первую очередь – от типа объекта недвижимости и вида процедуры. Точные цены вам рассчитает наш специалист на консультации. Чтобы записаться позвоните по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21 или оставьте заявку в форме ниже. Проконсультируем бесплатно!

    Доп услуги которые можно заказать в ГЕОМЕР ГРУПП

    В компании «ГЕОМЕР ГРУПП» с гарантией сроков выполнения работ, можно заказать следующе виды услуги:

    “Письмо” ФГБУ “ФКП Росреестра” от 15.12.2015 N 10-4482-КЛ “О рассмотрении поручения” (вместе с “Письмом” Росреестра от 27.01.2016 N 14-00484/16 “О рассмотрении письма”)

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    “ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ”

    от 15 декабря 2015 г. N 10-4482-КЛ

    О РАССМОТРЕНИИ ПОРУЧЕНИЯ

    В соответствии с поручением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Письмо) о рассмотрении обращения “. ” ФГБУ “ФКП Росреестра” (далее – Учреждение) сообщает следующее.

    В адрес филиала Учреждения по “. ” области направлено разъяснительное письмо по вопросу постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (металлического забора) и приложенного к нему технического плана объекта недвижимости, подготовленного на основании декларации объекта недвижимости, заполненной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 628 “Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке”.

    По вопросу о возможности осуществления государственного кадастрового учета в отношении сооружений, представляющих собой заборы (ограждения) Учреждение отмечает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ ) к недвижимости относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, ограды (заборы) отнесены к сооружениям.

    Из приведенного в статье 130 ГК РФ понятия недвижимого имущества следует, что условием признания забора сооружением является факт его прочной связи с землей (невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению).

    В Письме Росреестр ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, в котором указано, что в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

    Также в Письме указано, что сооружение, представляющее собой конструкцию – металлический забор не отвечает признакам объекта недвижимости – не является объектом недвижимости.

    Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 17.01.2012 N 4777/08, объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его юридической судьбе.

    В соответствии с этим подходом заборы и иные ограждения не относятся к объектам недвижимости и выполняют, как правило, функцию по разграничению земельных участков, то есть не могут использоваться самостоятельно. Назначение такого объекта – обозначение границ к ограничение доступа на земельный участок.

    Читайте также:  Приватизация муниципального государственного имущества

    При этом временные ограждения, которые не связаны прочно с землей, согласно этому подходу относятся к движимому имуществу, а стационарные ограждения, имеющие заглубленный фундамент, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, поскольку являются составной частью земельного участка, на котором они расположены (например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.07.2011 по делу N А11-14125/2009, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.04.2013 N А40-75848/12-64-704).

    По мнению Учреждения, судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос о возможности осуществления государственного кадастрового учета заборов и ограждений.

    Вместе с тем, Учреждением усматривается, что судебные решения признают заборы и ограждения объектами вспомогательного назначения.

    В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство (соответственно и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

    Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) с целью кадастрового учета не классифицирует сооружения на основные и вспомогательные, в связи с чем, по мнению Учреждения, у органа кадастрового учета отсутствуют основания в отказе осуществления кадастрового учета в отношении вспомогательных сооружений по пункту 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

    По мнению Росреестра, изложенному в письме от 03.03.2015 N 14-03050/15@ в случае если объекты вспомогательного использования отвечают признакам объектов недвижимости (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), то есть имеют прочную связь с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то они подлежат кадастровому учету и их постановка на кадастровый учет возможна на основании:

    – технического плана, подготовленного, в свою очередь, на основании декларации об объекте недвижимости. При этом, в разделе “Заключение кадастрового инженера” технического плана должно быть приведено обоснование подготовки технического плана на основании декларации, в частности, указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется;

    – декларации об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 (по правилам части 9 статьи 25 Закона о кадастре).

    Кроме того, в настоящее время не сформирована позиция о применении пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре в ситуациях, при которых подготовка технического плана осуществляется на основании:

    – декларации об объекте недвижимости, в которой указано наименование объекта недвижимости: “ограждающая конструкция”, “забор”, “ограда”, “изгородь” и т.п.,

    – разрешения на ввод объекта эксплуатацию, если в составе вводимых в эксплуатацию объектов недвижимости указаны объекты: “ограждающая конструкция”, “забор”, “ограда”, “изгородь” и т.п..

    В связи с вышеизложенным, Учреждение просит Росреестр, в целях формирования единой правоприменительной практики, направить позицию по рассматриваемому вопросу в адрес Учреждения для последующего направления в филиалы Учреждения.

    Учитывая, что решения органа кадастрового учета в соответствии с Законом о кадастре могут быть обжалованы в судебном порядке, просим указать нормы действующего законодательства, па которые должен ссылаться орган кадастрового учета при принятии решений о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) об отказе в осуществлении кадастрового учета при поступлении заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объектов вспомогательного использования отвечающих признакам объектов недвижимости.

    МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

    КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

    от 27 января 2016 г. N 14-00484/16

    О РАССМОТРЕНИИ ПИСЬМА

    Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев письмо ФГБУ “ФКП Росреестра” от 15.12.2015 N 10-4482-КЛ, сообщает.

    Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

    Объектами кадастрового учета (объектами недвижимости) являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства (часть 5 статьи 1 Закона о кадастре); при этом Закон о кадастре для целей постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет не предусматривает классификацию сооружений на основные и вспомогательные.

    Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют в том числе Конституция Российской Федерации, ГК, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК ), Жилищный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона о кадастре).

    Определение объекта в качестве объекта недвижимости и подтверждение его существования в качестве такового осуществляется органом кадастрового учета при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, с учетом положений нормативных правовых актов, составляющих правовую основу регулирования кадастровых отношений.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре (т.е. не является земельным участком, зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства).

    В соответствии с частью 8 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения статьи 27 Закона о кадастре, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

    Кроме того, для целей государственной регистрации прав недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации), являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (статья 1 Закона о регистрации).

    ГрК не дает определение понятию “строение (сооружение) вспомогательного использования”. При этом согласно статье 1 ГрК строения и сооружения, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, относятся к объектам капитального строительства.

    Минрегион России в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 отметил, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 “Надежность строительных конструкций и оснований”. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. В соответствии с пунктом 1.6 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом 01.01.1991, при проведении технической инвентаризации организации технической инвентаризации с учетом сведений, содержащихся в проектной, разрешительной и правоустанавливающей документации, выявляют и определяют основное строение, образующее инвентарный объект и определяющее его назначение, выявляют и определяют вспомогательные служебные строения и сооружения, входящие в состав инвентарного объекта.

    Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

    В соответствии с утвержденным приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 “Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования” к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

    В силу раздела 2.5 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, ограждения относятся к элементам благоустройства территории.

    Такие объекты, как ограждения, не обладая признаками недвижимого имущества, не могут выступать в качестве самостоятельных объектов гражданских прав; они носят вспомогательный характер и выполняют в том числе декоративные, защитные функции.

    Согласно пункту 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

    При этом согласно статье 135 ГК по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

    В этой связи государственная регистрация права собственности на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, на наш взгляд, также подтверждает факт возникновения права собственности и на объект вспомогательного использования.

    Объекты вспомогательного использования, не обладающие признаками недвижимого имущества, например, сборно-разборные и иные подобные вещи с ограниченными сроками службы, не могут, не являясь недвижимостью, подлежать государственному кадастровому учету, на них, соответственно, не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права.

    Также отмечаем, что согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

    Учитывая изложенное, в случае, если заявленное на государственный кадастровый учет сооружение (забор, ограждение и тому подобное сооружение) не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета при принятии решений о приостановлении/отказе в осуществлении государственного кадастрового учета должен руководствоваться изложенными выше положениями нормативных правовых актов, в том числе частью 5 статьи 1, статьей 2, пунктом 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

    При этом, если заявленный на государственный кадастровый учет объект является объектом вспомогательного использования и отвечает признакам объекта недвижимости, основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета у органа кадастрового учета, на наш взгляд, будут отсутствовать (в случае отсутствия иных оснований для отказа/приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренных статьями 26, 27 Закона о кадастре).

    Ссылка на основную публикацию