Признание квартиры непригодной для проживания
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Для того, чтобы перевести свое жилье в разряд непригодных, необходимо обратиться с заявлением (приложив пакет документов на недвижимость) в администрацию района о создании специальной комиссии, которая займется оценкой условий конкретного жилья, претендующего на такой статус. Решение может быть обжаловано в судебном порядке. После признания жилья непригодным, собственник имеет право на получение компенсации или другого жилища.
Основные признаки жилья, непригодного для проживания
В нашей стране «квартирный вопрос» стоит достаточно остро, многие люди проживают в аварийных жилых помещениях долгие годы, при этом они имеют право на достойное жилье, которое могут получить, только доказав непригодность своей квартиры для проживания.
Признаки непригодного жилья:
- Значения санитарных и эпидемиологических показателей имеют существенные завышения (вибрации, шум, скопление химических и биологических веществ в воздухе).
- Само строение находится на территории, подверженной сходам снежных лавин, селевым потокам, паводкам, землетрясениям и т.д. Только в том случае, если нельзя препятствовать природным явлениям. Такие дома со временем разрушаются и становятся опасными для проживания людей.
- Слишком близко находятся линии электропередач, при этом они должны создавать на высоте не менее 1,5 м от земли напряженность электрического поля 50 Гц более 1 кВ/м.
- Здание имеет повреждения вследствие различных аварий, пожаров, техногенных катастроф.
- Под окнами квартиры находится автомобильная магистраль, из-за которой завышен уровень шума. Если при этом не представляется возможным снизить его показатель при помощи специальных ограждений.
Вышеописанные факторы отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье, проживающих в таком жилье людей, они вызывают различные заболевания от мигрени до раковых болезней. В тоже время нельзя считать жилье непригодным, если отсутствует мусоропровод, централизованное водоснабжение.
Анисимова Валентина Петровна длительное время проживала в квартире на двадцатом этаже многоквартирного дома, в один из морозных дней, поскользнувшись, она упала и сломала левую ногу. С этого момента могла передвигаться только на костылях, но в доме, где она живет, отсутствовал лифт, и она лишилась возможности выходить на улицу. Валентина Петровна решила написать заявление в администрацию своего района, в котором просила признать ее жилье непригодным для проживания, так как отсутствует лифт и поэтому она не может спускаться на улицу самостоятельно.
В течение 30 дней из администрации пришел ответ, в котором ей отказали в ходатайстве по созыве межведомственной комиссии, так как отсутствие лифта в многоэтажном доме не является основанием для признания его непригодным для проживания.
Анисимова на время болезни переехала к своей дочери, которая проживает по соседству на первом этаже многоквартирного дома.
Порядок признания квартиры непригодной для проживания
Жилье может быть признано непригодным только специально созданной комиссией, однако, в случае несогласия с ее решением собственник имеет право обраться в суд (обжаловать).
Административный порядок
Для того, чтобы жилье признали непригодным, необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором нужно ходатайствовать о создании межведомственной комиссии с целью установления непригодности жилья для дальнейшего проживания.
В течение 30 суток с момента подачи такого ходатайства, администрацией должен быть инициирован сбор комиссии, о чем самого заявителя уведомляют в письменном виде. Если по истечении ответ не получен, то он имеет право пожаловаться на бездействие в прокуратуру района или суд.
По такому заявлению комиссия проводит исследование жилья с целью установления его непригодности для проживания. По результатам выносится одно из следующих решений:
- о необходимости проведения капитального ремонта или иных изменений в конструкции квартиры с целью снижения уровня отрицательных факторов;
- о признании непригодным для последующего проживания в таком жилище людей;
- о том, что дом является аварийным, который необходимо отремонтировать или снести;
- о необходимости дальнейшего исследования квартиры.
Заключение оформляется в установленной форме, изготавливается в трех экземплярах, один из которых в течение пяти дней с момента его вынесения отправляется заявителю и собственнику.
Судебный порядок
Данный порядок применяется после того, как межведомственная комиссия приняла какое-либо решение в отношении обследуемого жилья, а именно признала его пригодным. Если собственник не согласен с такими выводами, то он может обратиться в суд для оспаривания в течение трех месяцев с момента его вынесения.
Для того, чтобы обосновать свои доводы заявителю желательно обратиться с просьбой к суду провести строительную судебную экспертизу, с целью подтверждения или опровержения доводов комиссии.
Перед экспертом необходимо поставить следующие вопросы при исследовании жилья:
- дать техническую оценку состояния жилья;
- возможность проведения капитального ремонта и его целесообразность.
Документы для признания квартиры непригодной для проживания
Для того, чтобы районная администрация могла собрать комиссию по оценке состояния жилья, к заявлению необходимо приложить:
- копии документов на квартиру (дом), которые подтверждают наличие в собственности заявителя;
- план помещения, технический паспорт;
- заключение, по обследованию помещения административно-технической инспекции.
Это перечень основных документов, без них заявление рассматриваться не будет, однако, желательно еще приложить письменные претензии граждан, которые недовольны своими условиями проживаний в этом доме.
Последствия признания для жильцов
Законодательство РФ напрямую не предусматривает последствия, которые следуют после признания жилья непригодным.
Путем анализа различных законодательных актов можно выделить некоторые последствия:
- жилье, которое признано непригодным выкупается органом местной власти или меняется на другое, но не обязательно новое и равноценное по размерам, характеристикам;
- если в квартире проживают несколько семей, то скорее всего, они не получат каждый отдельное жилье;
- для нанимателей и собственников жилья они отличаются, нередки случаи, когда съемщики оказываются в выгодном состоянии, получая право без очереди заключить договор социального найма на новую недвижимость. Хозяин же дома или квартиры имеет право на получение компенсации или другой жилищной площади. При получении нового жилья, как правило не учитываются параметры непригодного, оно должно находится в пределах того же населенного пункта, что и аварийное.
Согласно сложившейся судебной практики, если собственником является инвалид, нуждающийся в медицинском обслуживании в конкретном учреждении, то в случае предоставления жилья в другой части населенного пункта с учета его не снимают по возможности, должно быть, предоставлено жилище как можно ближе к такой организации.
Заключение
Признание квартиры непригодной для проживания осуществляется по определенному порядку. Для этого создается специальная межведомственная комиссия, осуществляющая свою деятельность по следующему алгоритму:
Как признать жилье непригодным для проживания?
Со временем все строительные объекты ветшают и приходят в непригодность. Сейчас в таких домах проживает много людей, хотя они имеют полное право на замену его новым.
Возникает вопрос: как получить новую квартиру взамен аварийной? Прежде всего, нужно осуществить процедуру признания данного жилья аварийным. Такая процедура осуществляется в соответствии с законами нашего государства.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Какое жилье считается непригодным для проживания
Чтобы зданию был присвоен статус непригодного для жизни в нем, его необходимо тщательно обследовать. При этом учитываются результаты проверки фундамента, несущих стен, планировки здания и отдельных помещений, внутреннего состояния.
Обязательно учитываются санитарные и гигиенические условия жилья и их соответствие нормам.
По официально принятым нормам, жилище может представлять весомую угрозу для жизни людей, если:
- 70% всей площади жилого многоквартирного дома или частного дома изношены;
- 60% отдельного дома, построенного из дерева, изношено;
- жилое здание находится в пределах санитарно-защитного, пожароопасного или взрывоопасного объекта. Также опасным соседством может быть завод или отдельный цех, инженерные сети или территории, где возведение жилых объектов вообще рискованно;
- дома находятся на земельных участках, которым угрожают последствия природных катастроф. К ним относятся наводнения, оползни, обвалы, схождение селей и так далее;
- временное жилье, которое было предназначено для краткосрочного проживания людей, но на самом деле эксплуатируется больше десяти, а то и двадцати лет;
- износ здания, его деформация, а также нанесенные дому повреждения могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации или обвала;
- недвижимому объекту был нанесен весомый ущерб от пожаров, стихийных бедствий и прочих техногенных катастроф;
- для воссоздания естественного функционирования здания, нет возможности осуществлять техническое или коммунальное обслуживание.
Помещения, в которых нет условий для жизни людей
Постановление о признании здания неприменимым для жизни людей принимает межведомственная комиссия.
Жильем, в котором категорически нельзя жить, могут считаться объекты недвижимости в том случае, если:
- оно размещено в здании завода, фабрики или учреждения, которые по своей сути не причислены к жилым помещениям;
- исследуемые на непригодность объекты находятся в строении, которое не должно выделяться под жилой фонд, и признано нежилым;
- во время планировки и возведения здания, были допущены нарушения, которые делают невозможным его нормальное благоустройство согласно законодательным нормам;
- здание не отвечает ни санитарным, ни гигиеническим нормам;
- существует официальная документация, согласно которой строения были признаны аварийными.
Бывают ситуации, когда жильцы отдельной квартиры, находящейся в многоквартирном доме, по собственному желанию подают заявку на проведение процедуры признания жилого помещения непригодным для проживания.
В этом случае, в жилищный отдел и межведомственную комиссию должно поступить заявление, подтвержденное необходимыми документами о возможности проведения осмотра и оценки данного жилого помещения.
Переселение из ветхого и аварийного жилья собственников.
О признании дома аварийным и подлежащим сносу читайте тут.
При рассмотрении вопроса, соответствующая ситуации комиссия будет иметь в виду следующие факторы:
- к какому типу относится жилое помещение, его размеры;
- насколько изношено многоквартирное здание;
- какие финансы необходимо затратить на осуществление капитального ремонта и перестройки;
- существует ли реальная возможность улучшения условий квартиры.
Нарушения в планировке
Согласно законам нашего государства, любой владелец имеет право на получение нового жилья взамен изношенного или создающего риск для жильцов.
Для реализации такого права, квартира должна быть признана аварийной и подлежать сносу. Но для этого стоит изначально разобраться с причинами, вызвавшими волнение жителей.
Когда комиссия обнаруживает в многоквартирном или отдельном доме изъяны в планировке, строение может быть признано непригодным для жизни.
Таких несоответствий в планировке проявляется большое количество. Среди них такие, как несоответствие высоты стен с их запланированными данными (менее 2, 25 м.), в ширину пол достигает менее двух метров, или находится ниже уровня покрытия двора, проемы двери меньше 70 см. и т. д.
Большое значение в принятии решения комиссией имеет расстояние окон до разных соседних объектов. Например, если до стены соседнего здания менее трех метров или периметр дворика, куда выходят окна, составляет не менее двадцати пяти метров квадратных. Веским основанием для непригодности квартиры к проживанию считается наличие выхода на крышу дома или в подвал.
Нарушением планировки считается расположение труб канализации над квартирой или их прокладка непосредственно в жилом помещении. Неправильным принято считать наличие входа в санузел сразу из жилой комнаты, в этой ситуации, предусмотрен коридор.
Несоответствие санитарно-гигиеническим нормам
Иногда гигиенические и санитарные условия не соответствуют нормальным условиям проживания. К таким нарушениям относятся: отсутствие деление квартиры на комнаты, недостаточное освещение или его полное отсутствие, выход окон на уровень крытых арок, постоянные вибрации здания, прочее. Решить эти проблемы невозможно.
Одним из факторов для нормального проживания людей является уровень шума и вибрации. Чтобы определить их уровень, необходимо задействовать специальные приборы.
Фактор превышения уровня данных показателей и невозможности решения данной проблемы является одним из главных моментов в признании жилого помещения непригодным.
Нарушение температурного режима помещения и повышенная влажность существенно влияют на здоровье жильцов. Чтобы привести эти показатели в норму, понадобится специальное оборудование.
Если устранить дефекты не удастся, то людей необходимо отселить в безопасное для их жизни жилое помещение. Немаловажную роль играет размещение рядом с домом предприятий, которые выбрасывают в воздух разные вредные вещества.
Принципы предоставления нового жилья
В нашей стране некоторые категории граждан имеют право на внеочередное получение жилья. К этой категории лиц принадлежат те, чье жилье безвозвратно пострадало от стихийных бедствий. Проживание в таких домах невозможно.
Но признанного факта непригодности жилых помещений недостаточно. Обеспечение пострадавших жильем осуществляется на основании регламентированного порядка, согласно соответствующим статьям ЖК РФ. Кроме этого, специальная комиссия должна официально задокументировать свое постановление.
Причисление домов к ветхим, аварийным или подлежащим сносу дает возможность жильцам получить взамен новые квадратные метры.
Но есть еще один вариант поддержки таких граждан. Иногда они принимают предложение о получении финансовой компенсации, предназначенной на приобретение квартиры или дома.
Если жилое здание признано специальной комиссией подлежащим сносу, его определяющее целевое назначение не меняется, как не меняются и требования к нему. То есть будет неправильным обменять обследованный объект с его классифицирующим признаком годности.
Непригодность определяет право и возможность использовать жилое помещение для постоянного проживания. Если речь идет о непригодном жилье, то это служит основным фактором для изъятия объекта из жилого фонда и причисления его к нежилому.
Как жилое помещение признается непригодным для проживания
Чтобы признать квартиру или дом непригодными к проживанию, необходимо пройти несколько этапов:
- проведение экспертизы помещения, включая исследования материалов строения, несущих конструкций, коммуникационных систем;
- составление заявления в комиссию по оценке качества жилых помещений. Кроме заявления, следует подготовить план помещения, техпаспорт, перечень проблем, которые не позволяют условиям проживания считаться нормальными;
- получение результатов проверки. Экспертная комиссия принимает решение по пригодности или непригодности помещения для постоянного проживания.
В состав комиссии, которая проводит экспертную оценку проблемных помещений, входят:
- владелец недвижимости;
- ответственный квартиросъемщик;
- инженеры-проектировщики;
- представители пожарной, эпидемиологической, а также других затребованных по обстоятельствам, служб.
Заявка на проведение экспертной оценки подается в департамент жилищной политики по месту жительства. Если вы не согласны с негативным решением вашего вопроса, у вас есть право обратиться в суд с иском по обжалованию решения.
Обращение в суд возможно и в других ситуациях. Например, если возникли проблемные вопросы, связанные с договорами аренды, найма и прочее.
Необходимые документы
Заявителю нужно подготовить такие документы:
- копию свидетельства о праве собственности на жилье, заверенную у нотариуса;
- план здания;
- техпаспорт жилого помещения;
- заявления и жалобы соседей на несоответствие жилого здания установленным нормам;
- документы, которые составлялись по факту проведения ремонтных работ за последние три года;
- оценку лицензированным на осуществление проектно-изыскательных работ предприятием технического состояния жилого помещения;
- документы, подтверждающие результаты мероприятий госконтроля по выявлению соответствия норм законодательства об использовании, а также содержании в целостности жилого объекта;
- прочие бумаги, которые могут затребовать служащие территориального отделения.
Здесь вы можете скачать образец заявления о признании дома аварийным.
В определенные законом сроки, комиссия рассмотрит заявление и проведет экспертную оценку помещения. После этого будет вынесено решение.
Вариантов может быть несколько:
- жилье признано пригодным к проживанию, так как условия соответствуют установленным нормам;
- существует необходимость реконструкции или перепланировки здания, проведения в нем капитального ремонта;
- жилье не соответствует общепринятым нормам;
- недвижимость признается аварийной и подлежит сносу;
- многоквартирный дом признается аварийным, необходима реконструкция;
- Если дом признается аварийным, жильцов отселяют и проводят ремонтные работы. В случае признания жилья непригодным для проживания, жильцов переселяют, а здание сносят.
Когда не получен ожидаемый результат
Если дом признан аварийным, автоматически расторгаются договоры аренды или найма. В случае возникновения проблемных моментов, необходимо обратиться в судебную инстанцию.
Когда заявитель не согласен с принятым решением, он может также его оспорить в суде. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда комиссия признает дом пригодным для жилья, но заявитель с этим не согласен. Результаты экспертной комиссии и ее решение должно быть донесено до жильцов в течение пяти дней.
Когда принимается решение по сносу жилого здания, об этом уведомляется инстанция, отвечающая за жилищный надзор.
Исключение
В том случае, когда состояние здания является прямой угрозой жизни и здоровью человека, решение принимается в течение одного дня.
Это происходит в следующих случаях:
- несоответствие санитарным нормам увеличено в разы;
- здание находится в месте дислокации природных катастроф, таких как оползни, сходы селей и лавин;
- повышенный уровень шума на территории расположения дома;
- разрушение зданий в результате землетрясения, наводнения, прочее.
Старое, обветшалое жилье считается непригодным для проживания при условии невозможности его восстановления с помощью реконструкции.
Ситуации, когда жилье не признается непригодным для проживания:
- когда в малоэтажном доме отсутствует система канализации, горячая вода;
- если в доме нет лифта и мусоропровода, но в данном здании намечено провести капитальный ремонт.
В большинстве случаев, данная процедура не проводится в желаемые сроки.
Часто она затягивается по многим причинам:
- размытость правовых норм;
- разногласия во мнениях жильцов многоквартирного дома по вопросу признания дома непригодным для проживания;
- поиски жилья для людей, в случае признания здания подлежащим к сносу.
Предоставление жилья вместо аварийного по норме предоставления
Когда комиссия принимает решение о признании проблемного жилого здания аварийным и непригодным для проживания, все жильцы должны быть переселены в равноценные квартиры. Если такая норма закона не будет соблюдена, нужно обращаться в судебные инстанции.
Каким требованиям должно соответствовать новое жилье:
- располагаться в той же местности;
- площадь не должна быть меньше размеров предыдущего жилья (в данной ситуации, не учитывается пол и количество проживающих).
В случае длительных проволочек с выделением нового жилья вы имеете право на получение финансовой компенсации.
Так, если ваш дом не отвечает никаким нормам проживания и может считаться аварийным, напишите заявление на проведение данной процедуры.
Если у вас возникнут какие-то трудности с решением проблемного вопроса, обратитесь за консультацией к специалистам, ознакомьтесь с нормативной базой по данной проблеме.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Жилье непригодное для проживания
Жилой фонд постоянно, но все же недостаточно быстро обновляется. Некоторые здания нуждаются в том, чтобы быть признанными аварийными. Это необходимо для обеспечения безопасности граждан. В статье рассказано о том, какое жилье, когда и зачем признают непригодным для жизни, а также, что делать собственникам, чье жилье является таковым.
Какое жилье считается непригодным для проживания
ФЗ РФ №185-ФЗ непригодной (аварийным) признает жилую площадь:
- находящуюся в опасной для обитания человека зоне (существует риск оползней, сельвы, лавины из снега, подтопления, дом располагается слишком близко к воздушным линиям передач переменного тока, в зоне ЧС);
- свыше 70% несущих конструкций которой изношены (со временем в стенах и фундаменте появляются не подлежащие заделке трещины);
- в пределах которой нарушаются санитарно-эпидемиологические нормы проживания (если исправить ситуацию невозможно без переселения жильцов и разрушения постройки);
- расположенную вблизи оживленной магистрали (существует предел уровня шума, превышение которого негативно отражается на здоровье).
Невозможно проживать в доме по причине его частичного или полного разрушения под воздействием природной стихии (ураган, наводнение, землетрясение), пожара.
Аварийным дом становится, только если доказано, что, проживая в нем, жильцы рискуют своими жизнями и здоровьем (существует риск обрушения здания, потолка, пола, заражения опасными заболеваниями из-за наличия плесени и вредителей).
При этом отсутствие в доме необходимых коммуникаций (горячая и холодная вода, свет, газ, санузел) не является причиной для переселения по причине непригодности здания для проживания. Это же касается случаев отсутствия лифта или отдаленности мусорных контейнеров, не благоустроенной территории.
Чем отличаются ветхое, аварийное и непригодное для жилья?
Термин «ветхое жилье» встречается в методических пособиях, к примеру, в методичке, касающейся ЖКХ, выпущенной в 2004 г. Ветхими признаются здания, а также отдельные конструкции, изношенностью более 70% для каменных строений и 65% для деревянных. При этом сама конструкция может сохранять прочность и не разрушаться, но жилье для обитания становится непригодным.
Так, иногда дом вполне безопасен, но по причине появившихся в его стенах дырами, сорванной крыши, прогнивших полов жить в нем становится невозможно. Указанное процентное соотношение приблизительно, нигде и никаким документом не закреплено.
Ответственные лица обычно определяют ветхость жилья на глаз, исходя из собственных представлений о том, как должно выглядеть подходящее для обитания здание.
Аварийным считают здание, где жить опасно именно из-за нарушения норм безопасного размещения человека. В ветхом жилье теоретически жить можно (заделать дырку пленкой, подлатать крышу, утеплить стены), в аварийном доме жить опасно, поскольку в любой момент он может разрушиться.
Ветхое жилье способно простаивать в таком состоянии годами, непригодное постепенно разрушается. Из ветхого жилья переселяют реже, чем из того, что признано непригодным. Всегда есть шанс на качественный ремонт или реставрацию, которые вернут зданию не только прежний облик, но и качество.
Непригодное здание редко когда подлежит реставрации или ремонту. Фундамент или стены восстановить невозможно.
Порядок признания жилья аварийным или непригодным для проживания
Аварийным жилье признают после осмотра и вынесения заключения членами специальной комиссии, созванной по просьбе жильцов или ответственных госработников. Происходит это в административном (стандартном) порядке или в ходе судебного заседания (при не согласии с тем, что в доме можно жить или же наоборот с тем, что дом нужно обязательно сносить).
В административном порядке
Если владельцы полагают, что здание отремонтировать нельзя, то они обращаются к местным властям. Решить вносить или нет недвижимый объект в реестр аварийного жилья, обязана межведомственная комиссия. Созыв ее производится в соответствии с Постановлением №47 не позже, чем через 30 дней после получения заявления.
В обязанности комиссии входит:
- составление акта об обследовании здания и отдельных его помещений (подвал, квартира, комната);
- вынесение заключения о степени пригодности здания к проживанию.
- проверяют состояние несущих и ограждающих конструкций на предмет разрушений и серьезных повреждений;
- изучают наклоны и прочность лестниц;
- изучают состояние инженерной системы и соответствие ее санитарным требованиям;
- осматривают наружные сцены на предмет обеспечения ими необходимой теплоизоляции;
- убеждаются в защищенности жилья от внешнего природного воздействия (ветра, пыли, дождя, снега).
В состав комиссии могут включить жильца, проживающего в аварийном доме, но у него только совещательная роль, права голоса такой человек не имеет. Если дом признан непригодным для жизни, то собственники квартир уведомляются о предстоящем выселении не позже, чем на следующий после вынесения соответствующего постановления день.
Собственник жилья вправе потребовать компенсировать ему убытки, связанные с переселением или потребовать полностью возместить стоимость квартиры.
Жильцы, владеющие квартирой по договору социального найма, компенсацию требовать не вправе, им выдают равное по площади жилье в новом доме, куда переселяют людей из аварийного жилья. Возмещение цены квартиры происходит на основании ст. 32 ЖК РФ и без возможности последующего участия в программе переселения жильцов из старого дома в новый.
Пример. Гражданин Бирюков Р.О. потребовал компенсировать ему стоимость квартиры, из которой его планируют переселить. Просьба была удовлетворена. Спустя некоторое время все жильцы дома переселились в новые квартиры, старое здание снесли. Гражданин Бирюков новое жилье не получил, поскольку стоимость некогда принадлежащих ему квадратных метров была полностью выплачена.
Комиссией исследуются технические характеристики здания (технический паспорт), запрашиваются выписки из ЕГРП. Окончательное заключение членов комиссии оформляется в 3 экземплярах. При этом, если голоса членов комиссии равны, то решающий принадлежит председателю.
В случае несогласия жильцов дома с принятым решением, они вправе добиваться признания дома непригодным для проживания в судебном порядке.
В судебном порядке
Подать заявление в суд с целью обжалования принятого межведомственной комиссией решения можно в течение 3 месяцев со дня получения сведений о таковом (с.219 КАС РФ). Чтобы доказать безосновательность и ошибочность выводов, к которым пришли члены комиссии, подают ходатайство в суд, содержащее просьбу о проведении строительной экспертизы.
В ходатайстве указывают на необходимость получения у эксперта ответов на вопросы:
- о состоянии здания, находящегося по конкретному адресу;
- о возможности провести ремонт здания, реконструировать его;
- об экономической целесообразности реконструкции или ремонтных работ, способствующих восстановлению здания.
Если эксперт выдаст заключение о том, что ни проживание, ни ремонт в здании не являются возможными, то заключение, сделанное межведомственной комиссией, признается судом недействительным. Порядок действия в этом случае зависит от того, является гражданин собственником помещения или же владеет им по договору социального найма.
Необходимые документы
Чтобы добиться созыва межведомственной комиссии заявитель обязан предоставить:
- заявление с требованием признать дом аварийным;
- ксерокопию документов, подтверждающих право собственности;
- проект преобразования нежилого помещения в жилое, если таковое происходило;
- отчет специальной организации, привлеченной к обследованию жилья с целью выявления износа и других мешающих проживанию в доме деталей;
- заключение проектно-изыскательной организации о результате обследования несущих и иных конструкций (иногда в таком заключении нет нужды);
- письма и жалобы граждан, не удовлетворенных состоянием собственного жилья.
Дополнительно могут потребовать техническую документацию (технический паспорт и план помещения), а также бумаги, подтверждающие право собственности на дом.
Жилье признано непригодным для проживания — что дальше?
Важно, чтобы жилье не просто признали непригодным, но и учли, что оно непригодно также и для ремонта, реконструкции. После получения соответствующего заключения суда или решения комиссии граждане, владеющие жильем по договору социального найма:
- встают на учет вместе с теми, кто нуждается в улучшении условий жизни (происходит это по месту проживания, обращаются в муниципалитет);
- добиваются признания их малоимущими (нужны такие документы, как справка о составе семьи, копии поквартирных карточек, копии лицевого счета в банке, документы на жилье, справки с учебы, работы, бумаги, подтверждающие стоимость имущества).
Обычно расселение производится в течение 12 месяцев. Но иногда граждан расселяют в кратчайшие сроки. Обычно это происходит, если дом признают аварийным после сильного пожара, землетрясения, обнаружения, что при его постройке использовали вредоносные и опасные для здоровья человека вещества.
Собственникам квартир никаких действий предпринимать не нужно, они получают новое жилье.
Как происходит переселение из непригодного для проживания жилья
Владельцам аварийного жилья компенсируют расходы, связанные с переездом и стоимостью недвижимости.
Возможны два варианта развития ситуации с переселением:
- Владелец квартиры получает другую жилую площадь взамен утраченной при сносе аварийного здания.
При этом оформляют договор об освобождении собственности. Оформляют новые документы на владение конкретной жилой площадью. Собственник переезжает в новый дом в установленный срок.
- Собственнику возмещается стоимость квартиры.
Размер компенсации не может быть меньше рыночной стоимости аналогичной жилой площади. Возмещению подлежат также оплата услуг грузчиков и съем квартиры, если заселение по каким-то причинам происходит не в установленные сроки. Обычно государство соглашается на компенсацию только в том случае, когда в конкретном районе нет свободного жилья (нет свободных квартир, не та площадь, дом, предназначенный под расселение, уже разрушен, а новый еще не закончили строить).
Предоставленная жильцам из аварийного дома площадь должна быть соответствующим образом оборудована – проведены коммуникации, в квартире установлена плита, во дворе есть место под парковку. Условия жизни в новом доме обязаны быть лучше предыдущего. Переселять из одного непригодного жилья в другое, даже временно, собственно также как и переселять в коммунальные помещения, права не имеют.
На выбор переселенцу предоставляют три варианта квартир. Если он не остановится ни на одном из них, то ему просто компенсируют утраченное жилье (исключение – собственники, владеющие квартирой по договору социального найма, им жилую площадь предоставляют все равно, даже в обход высказанного мнения о таковой). На переезд отводится не менее 6 месяцев со дня получения уведомления о выделении нового жилья.
Не имеют права предоставлять квартиры меньшие по площади тех, что были в собственности. При условии проведения доплаты государство вправе выделить большую площадь, но лишь при наличии таковой. Отправить в другой район или город также не могут.
Непригодным считается дом, жить в котором становится опасно жить по какой-либо причине (разрушение стен, потолка, фундамента, неблагоприятные санитарные условия). При этом различают такие понятия, как ветхое и аварийное жилье. Ветхое подлежит ремонту, аварийное сносят. Для определения судьбы дома созывают специальную комиссию, призванную обследовать жилье.
Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение от 28 января 2006 г. N 47).
В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников – граждан, так и для органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.
Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан – собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Само понятие “вне очереди” также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет . Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.
И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 – “вправе”.
Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан .
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.
Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.
В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.
После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее – ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.
Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.
После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.
Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.
В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение .
Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.
Такой “круговорот домовладения” от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.
Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.
Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.
Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.
Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он – собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.
В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.
Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.
Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.
Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.
Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.
Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.
Признание дома в деревне нежилым – последовательность действий
Ранее задавал сл. вопрос касательно дома в деревне и очереди на квартиру:
У меня возник следующий вопрос:
Какова последовательность действий при признании дома нежилым или негодным для постоянного проживания ? Играет ли при этом роль то, что дом находится именно в деревне? (для меня ключевое – исключить из документов слово жилой). Куда обращаться для начала процедуры? Что нужно обязательно указать в заявлении? И кто назначает и кто проводит экспертизу?
Информация о доме:
год постройки: 1936. приобретён моим дедом в 1955г. С этого момента не перестраивался. в 2001 году покрыли крышу железом. Нет фундамента, нет отдельных помещений под санитарные нужды, 1 комната, совмещённая с кухней, печное отопление, есть неотапливаемая терраса, отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, высота потолков 2,1 м. Место нахождение: Моск. Обл., Пушкинский район.
Правильно ли я понял, что сначала надо сделать экспертизу за свой счёт, потом с результатом этой экспертизы и заявлением надо обратиться в орган местного самоуправления? Или сначала надо обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, который потом назначит экспертизу или выдаст направления в аффилированную компанию, которая имеет право проводить такую экспертизу?
Если я правильно понял – не в администрацию района, а именно в сельскую администрацию (сельсовет) – (Т.к. цепочка подчинения нашей деревни – деревня – Сельсовет- администрация Пушкинского р-на)
Спасибо большое за помощь! Хотел бы уточнить последний момент по заявлению, т.к. домом мы пользуемся – используем как дачный дом, то получается, что он не пригоден для постоянного проживания. Как лучще указать в заявлении этот дом:
Прошу признать дом непригодным для постоянного проживания (временно в нём жить можно), или всё-таки нежилым.
И приавльно ли я понял терминоголию, что под жилым домом (помещением) подразумевается дом (помещение) в котором можно проживать постоянно?
Хочу немного пояснить ситуацию, почему встал вопрос с признанием дома непригодным для постоянного проживания. –
Моя семья стоит в очереди на квартиру в Москве. Сейчас нам приписывают деревенский дом к нашим метрам в квартире, основываясь на том, что в документах он проходит как Жилой. Когда дом регистрировали, никто не придал значения тому, как его назовут в документах, а оказалось, что это принципиальный момент.
По этой причине нам необходимо именно признать дом непригодным для постоянного проживания, или нежилым. Главное – убрать слово жилой.
СПАСИБО Всем большое за помощь! Буду действовать в соответствии с Вашими инструкциями.
Второй раз обращаюсь на этот сайт и второй раз понимаю, что как я не нашёл его раньше! Многие вопросы были бы решены намного раньше.
Ответы юристов ( 5 )
Александр, Вам необходимо обратиться с заявлением в орган местной власти, в котором просите признать дом непригодным для постоянного проживания ввиду его ветхости и не соответствия санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Обращаю Ваше внимание, что заявление должен подавать собственник.
Александр, на Ваше уточнения, сначала нужно обратиться именно в сельскую администрацию. Никакую экспертизу делать Вам не нужно. По Вашему заявлению будет создана комиссия с участием в том числе и эксперта, которая будет решать подлежит ли признанию Ваш дом нежилым.
Да, именно, Александр, непригодный для постоянного проживания.
- 7,0 рейтинг
- 853 отзыва
Данный порядок определен следующим нормативно-правовым актом:
Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 08.04.2013)
«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (приложенный файл)
Если коротко, то обращаетесь в местную администрацию с заявлением, далее межведомственная комиссия проводит обследование дома и делает заключение о пригодности/непригодности дома для проживания.
Процедура проведения оценки соответствия помещения
установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему
обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных
документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора
(контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам
обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения),
необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим
(не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
(в
ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2013 N 311)
определение состава привлекаемых экспертов
проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое
помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания
пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых
помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого
помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем
Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее — заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции;
(в
ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494)
составление акта обследования помещения (в случае принятия
комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление
комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
может основываться только на результатах, изложенных в заключении
специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной
власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом
местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и
собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном
комиссией).
То есть учитывая данное ПП, необходимо таже заключение проектно-изыскательской организации о соответствии конструкций дома установленным требованиям.
Заявление о проведении обследования жилья и оценке состояния пишете в свободной форме. Включаете в него все обстоятельства, которые считаете необходимым
-копию технического паспорта, в котором должна быть указана степень износа
-поэтажный план дома
Желательно приложить заключения
Государственной санитарно-эпидемиологической службы,
заключение о техническом состоянии жилого дома по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности, сделанноелицензированной организацией, осуществляющей проектно-изыскательские работы
Чем более убедительным будут дополнительные документы, тем выше вероятность признания дома непригодным для проживания.
Александр, в вашем случае надо признавать дом именно непригодным для проживания. Поскольку перевод в статус нежилого помещения будет являться намеренным ухудшением жилищных условий.
Если конкретно по вопросам говорить то все довольно просто. Вы обращаетесь в сельскую администрацию с заявлением, в котором просите признать жилое
помещение, дом непригодным для постоянного проживания ввиду его
ветхости и не соответствия санитарным и техническим правилам и нормам
установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.
Все, после этого администрация села и района бегают-создают комиссии, проводят осмотры и тд. С Вас могут потребовать только документы о правах на дом и все, все остальное должны делать самостоятельно.
В заявлении так и указать:
Прошу Вас, в соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 признать дом, находящийся по адресу _______________________________________________________________________ непригодным для проживания.
Это весь алгоритм.
Или сначала надо обратиться с заявлением в орган местного
самоуправления, который потом назначит экспертизу или выдаст направления
в аффилированную компанию, которая имеет право проводить такую
экспертизу?
Сначала пишите заявление, потом делаются исследования. Если есть заключения пожарных и тд то можете приложить их сразу, но это только для убедительности, обязанности у вас такой нет.
Если я правильно понял — не в администрацию района, а именно в сельскую
администрацию (сельсовет) — (Т.к. цепочка подчинения нашей деревни —
деревня — Сельсовет- администрация Пушкинского р-на)
Да, лучше всего так.
Прошу признать дом непригодным для постоянного проживания (временно в нём жить можно), или всё-таки нежилым.
Можно как Вы хотите, можно просто для проживания написать.
По этой причине нам необходимо именно признать дом непригодным для
постоянного проживания, или нежилым. Главное — убрать слово жилой.
Все это происходит примерно одинаково, через Росреестр.
Сначала в администрацию населенного пункта (п. 8 Положения
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47).
С собой надо иметь оригиналы для предъявления и сверки с копиями и, соответственно копии правоустанавливающих документов на дом (п. 45 положения). Все остальные документы комиссия получает самостоятельно из различных органов.
Комиссия рассматривает заявление, привлекает экспертов, выезжает, осматривает, составляет акт, принимает решение в форме заключения, выдает один экземпляр собственнику (пп. 44, 48 положения).
Срок – 30 дней с момента получения заявления (п. 46).
На основании заключения администрация населенного пункта в течении 5 дней выносит и направляет Вам Постановление о дальнейших действиях. Постановление и заключение является основанием для внесения сведений в госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Нужно будет обратиться в Росреестр (туда, где регистрируют сделки) и внести соответствующие изменения в сведения об объекте.
Кроме того, если просто переводить из жилого в нежилое (а не признавать непригодным к проживанию — все-таки разные последствия), нужно руководствоваться ст. 23 ЖК РФ:
«1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
3 Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.»
Как признать квартиру или дом непригодным для проживания
Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Основной документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
При обращении представителя заявителя представляется копия всех страниц паспорта гражданина Российской Федерации заявителя.
Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляются нотариально удостоверенная доверенность или доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, или решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (в отношении недееспособных, ограниченно дееспособных граждан, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если таковые являются заявителем), оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя заявителя по представлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и (или) подписанию запроса (заявления) на предоставление государственной услуги, и (или) получению результата предоставления государственной услуги.
Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на жилые помещения (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляются если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости.
Заявления, письма, жалобы на неудовлетворительные условия проживания (оригинал, 1 шт.)
- Необязательный
- Предоставляется без возврата
Представляются при наличии.
Сроки предоставления услуги
76 рабочих дней
Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Результат оказания услуги
- Правовой акт префектуры о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности Российской Федерации) с приложением заключения Окружной межведомственной комиссии (оригинал, 1 шт.)
Формы получения
Через законного представителя
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Отказ в приеме документов у заявителя может быть обжалован заявителем у должностных лиц – у префекта административного округа города Москвы, у заместителя префекта, а также в суде.
Решения окружной МВК могут быть отменены Городской МВК в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц либо обжалованы в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц префектуры, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в префектуре, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих префектуры рассматриваются префектом (уполномоченным заместителем префекта).
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с префектурой, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее – органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).