Изменения кадастровой стоимости недвижимости в 2020 году

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

.shock / Depositphotos.com

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно “новому” порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ “Эталон” Александр Попов на круглом столе “Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти”, состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в “Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро “Тимофеев и партнеры” Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

Изменения кадастровой стоимости недвижимости в 2020 году

Поправки, внесенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) в главу 30 НК РФ, по большей части касаются порядка расчета налога на имущество с применением кадастровой стоимости. Новые положения необходимо применять с 1 января 2020 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Далее обо всем по порядку.

Уплата налога исходя из кадастровой стоимости не зависит от того, на каком счете учитывается недвижимость

В настоящее время российские организации и постоянные представительства иностранных компаний в РФ рассчитывают налог на имущество по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

  • включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;
  • учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

Закон № 325-ФЗ внес изменения в упомянутые нормы (п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. будет неважно, в каком качестве отражаются на счетах бухучета деловые и торговые центры, а также помещения в них.

Такая недвижимость (включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению) теперь может числиться на любом счете:

  • 01 “Основные средства”;
  • 03 “Доходные вложения в материальные ценности”;
  • 08 “Вложения во внеоборотные активы”;
  • 41 “Товары” и др.

На налогообложение этот факт влиять не будет.

При этом отметим, что с применением среднегодовой стоимости по-прежнему нужно будет облагать только то имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Расширен перечень объектов, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года субъектам РФ предоставили возможность дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, по которым налог необходимо исчислять по кадастровой стоимости (пп. “а” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). К ним отнесли перечисленные в п. 1 ст. 401 НК РФ:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

Организациям, у которых есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, рекомендуем уточнять, принят ли региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним. Если такой документ принят и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

Если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог платится на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. “б” п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. “а” п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

В настоящее время в соответствии с действующей редакцией ст. 378.2 НК РФ с применением кадастровой стоимости (вместо среднегодовой) налог на имущество рассчитывается по тем жилым домам и жилым помещениям, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 НК РФ):

  • жилье не учитывается на балансе в качестве объектов основных средств. Как правило, это те жилые объекты, которые организация приобрела для перепродажи и отражает в бухучете на счете 41 “Товары” (см. письма Минфина России от 29.03.2019 № 03-05-05-01/21816, от 25.01.2019 № 03-05-05-01/4064);
  • в субъекте РФ по местонахождению жилого объекта действует нормативный акт, которым установлен порядок налогообложения недвижимости (в т.ч. жилой) исходя из кадастровой стоимости.

Дополнен перечень объектов, освобождаемых от налогообложения

Поправки в этой части важны для участников специальных административных районов –острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 291-ФЗ, далее – Закон № 291-ФЗ).

Их участниками могут стать только международные компании (ст. 7, 8 Закона № 291-ФЗ).

Указанные компании получили освобождение от уплаты налога на имущество в отношении:

  • судов, зарегистрированных за ними в Российском открытом реестре судов;
  • воздушных судов, зарегистрированных за ними в Государственном реестре гражданских воздушных судов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 374 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ. Они вступают в силу 1 января 2020 года. Это значит, что международные компании, получившие статус участника специального административного района, не будут плательщиками налога на имущество в отношении перечисленных судов с налогового периода 2020 года (п. 10 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 324-ФЗ).

С 2020 года оспаривание кадастровой стоимости происходит по новым правилам. Придется немало потрудиться, если вы не довольны результатами кадастровой оценки.

Изменение кадастровой стоимости в 2020 году

Еще в 2017 году вступили в действие поправки, изменяющие порядок снижения кадастровой стоимости. Проект ознаменовал начало подготовительного этапа к внеочередной волне переоценки недвижимости с 2020 года.

Не успели собственники привыкнуть к новой системе налогоисчисления, связанной с кадастровой стоимостью, как правительство подготовило поправки, которые вновь затрагивают область кадастра недвижимости. Напомним, что с 2014 года каждый объект недвижимости был оценён муниципалитетами, и его стоимость занесена в единый реестр.

Кадастровая стоимость необходима для любых денежных операций с собственностью. Из неё вычисляются:

  • налог (вместо старой инвентаризационной стоимости);
  • арендная ставка на землю;
  • стоимость выкупа земли.

Самое интересное, что оценка проводилась без участия граждан, т. е. ей занимались независимые эксперты, нанятые местными администрациями. Кадастровая стоимость сама по себе в разы выше инвентаризационной, но многие собственники стали жаловаться на чересчур завышенные показатели. Судебные заседания, связанные с оспариваем, проходят до сих пор. Новые поправки призваны упростить этот процесс и навести порядок в области оценки.

Два главных изменения 2020 года:

В обход комиссии

Сейчас граждане в праве самостоятельно решить, стоит ли идти в комиссию или сразу обращаться в суд. Как показала практика, чиновники крайне редко соглашались с доводами собственников и в большинстве случаев отказывали в пересмотре стоимости. Перечень документов, которые понадобятся для обращения в комиссию, остался практически без изменений. Только вместо выписки из упразднённой ЕГРП понадобится аналогичный документ из ЕГРН. Полный набор документов следующий:

  • выписка из ЕГРН с указанием кадастровой стоимости;
  • документ, подтверждающий, что вы собственник;
  • данные об оценке стоимости (рыночной) на бумажном и электронном носителях.

Подача и оформление документов в МФЦ — Мои документы Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными. # Кадастровые работы

Для подачи иска в суд, кроме вышеназванных документов, нужно приложить заключение экспертов о соответствии оценки стоимости законодательству РФ и другим нормам.

Кто теперь будет оценивать стоимость?

Последняя поправка связана с урегулированием деятельности оценщиков. Раньше муниципалитеты проводили конкурс на отбор независимых экспертов, которые и определяли кадастровую стоимость в первую волну оценки. Теперь будут созданы специализированные бюджетные учреждения, на которые возложена обязанность самостоятельно проводить оценку без участия сторонних экспертов. Также в этих структурах граждане смогут получить разъяснения по поводу определения стоимости их недвижимости. А вот при оспаривании учреждения осуществлять экспертизу не в праве. С этой целью собственник должен обратиться к независимым специалистам.

Для предотвращения нарушений прав граждан за новыми органами будет осуществлять надзор Росреестр.

Комментарии (73)

  • Татьяна 27 янв в 19:12 #

Здравствуйте. У меня возникла спорная ситуация, помогите пожалуйста разобраться. В моей собственности здание, которое включено в особый перечень и налог расчитан с кадастровой стоимости. Налог через суд был уменьшен два года назад. Суть в том, что моё здание по документам считается торговым объектом, но там под торговлей только небольшая часть, остальное гаражи. Я в 2019 году разделила это здание на 3 отдельных помещения. У каждого помещения свой кадастровый номер и стоимость. Я хочу продать одно из этих помещений. Однако на сайте Россреестра актуальна информация, что у меня опять числится одно целое здание и ему присвоена новая кадастровая стоимость в разы больше прежней. Теперь у меня на одном адресе числится вместо одного объект четыре. Что мне делать? Как мне будут считать надог? Помогите пожалуйста советом.

  • ЮристТатьяна 28 янв в 09:52 #
Читайте также:  Расторжение договора аренды арендодателем в одностороннем порядке

Здравствуйте, Татьяна. Нужно написать запрос в Росреестр на устранение этих несоответствий и приложить имеющуюся документацию. Просто боюсь, что они в налоговую все 4 здания могут отправить и переплата будет весьма существенной.

Юрист, большое спасибо за Ваш ответ. Мне в налоговой сегодня сказали, что основное здание в их базе снято с учёта и я буду платить налог с трёх помещений исходя уже из их кадастровой стоимости. А основное здание так и будет числится в Росреестре. Его новая стоимость не коснётся налогообложения. Но я все равно беспокоюсь. Как Вы считаете двойного же не может быть налогообложения?

Татьяна, если Вас уверили в налоговой что все в порядке, значит все нормально. Опасаться не стоит

Юрист, спасибо за ответы!

В 2020 году планируется оспаривание кадастровой стоимости у группы объектов недвижимости. Подскажите, при составлении технического задания к договору (отчетов об оценки рыночной стоимости) следует указывать 135-ФЗ в соответствии которого будут проводить оценку, либо прописывать 237?

  • ЮристВладимир 06 дек в 15:06 #

Здравствуйте, Владимир. Прописывайте 135 ФЗ, т.к он является основным Федеральным законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.

В 2019 г. Изменили в одностороннем порядке вид разрешенного использования земельного участка по документу (при этом ВРИ-для индивидуального жилищного строительства, а по документу – для жилищного строительства), при этом значительно увеличилась его кадастровая стоимость, предполагаю, что связано с изменением ВРИ по документу. При этом во всех документах-основаниях за последние 20лет ВРИ не менялся-для ИЖС. Как исправить ВРИ по документу с ЖС на ИЖС и соответственно снизить его кадастровою стоимость.

  • ЮристМария 13 мая в 18:15 #

Добрый вечер, Мария. Кадастровую стоимость можно снизить следующим образом: 1) Обратиться в оценочну компанию для оценки реальной стоимости участка. 2) Подать заявление в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой строимости 3) Если в Росреестре окажут – тогда только в суд. Мы можем Вам помочь снизить кадастровую стоимость.

Вторая часть “поправок” – мертвому припарка. Право обращения, сразу в суд, было и раньше. Дьявол – в мелочах. Перечень документов увеличился. Заключение и отчет о рыночной стоимости, выполненный “независимым экспертом” стоит больших денег и, с лихвой, покрывает выгоду от переоценки. Причем действует она всего 5 лет. Указание на то, что, дескать, раньше, оценка производилась “независимыми” экспертами – обман. Был конкурс организаций на право переоценки, его “выигрывало” Федеральное БТИ, госструктура (что не было запрещено), а уже оно нанимало “независимых” экспертов, которые являлись работниками БТИ, но, якобы, переоценку производили, как частные лица. Дураку понятно, что деньги переваливались через дочернее БТИ, которое, лишь часть их, платило своим карманным независимым экспертам. Так, что, не изменилось НИЧЕГО. Стало хуже. Теперь и скрывать ничего не надо госструктурам.

  • АНДРЕЙВячеслав 25 янв в 14:16 #

Вячеслав, НА СЧЕТ – Заключение и отчет о рыночной стоимости, выполненный “независимым экспертом” стоит больших денег и, с лихвой, покрывает выгоду от переоценки. ЭТО НЕ ТАК! В моем лично случае, мне насчитали налог аж на 410.000 руб. За переоценку заплатил 40.000 руб- после чего кадастровая стоимость упала и налог составил около 65.000 руб. Не сложно прикинуть выгоду! Это с учетом того, что независимая переоценка тоже была изначально завышена, так как реальные цифры не проходят на комиссии росеестра. Если бы я пошел сразу в суд с реальными цифрами- налог мог опуститься до реальных 20.000 руб. Добавлю – что пересмотр кадастровой стоимости (в моей к примеру области) пересматривают не раз в 5 лет., а раз в 3 года.

Добрый день. Действительно, не все независимые эксперты завышают цены на отчеты о рыночной стоимости. И если кадастровая стоимость недвижимости завышена необоснованно, то стоит принять меры к ее понижению: либо через комиссию Росреестра или сразу через суд.

Здравствуйте. Кадастровая стоимость земли за 2017 г. выросла в 2325 раз. Узнал об этом в начале 2018 г. и сразу сделал независимую переоценку земли и утвердил на комиссии Росеестра. Измененные цифры были приняты комиссией, где написали про разницу от рыночной более 30. Переоценка производилась за 2017г. – как раз за тот налоговый период. Отправил документы в налоговую с просьбой перерасчета налога за 2017 г. Пришел отказ. На основании того, что это все утверждается на 1 января того года в котором я делал переоценку. Новый расчет налога придет только в 2019 г. за 2018 г. Я не хочу платить за воздух и такую оценку земли местными властями. Что делать и как оспорить налог за 2017 год?

  • ЮристАНДРЕЙ 22 янв в 17:00 #

Андрей, добрый день. Если у Вас официальный отказ из налоговой инспекции, то Вы можете обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании налога за 2017 год. Суду нужно будет предоставить утвержденную независимую переоценку земельного участка и отказ налоговой инспекции.

Юрист, А на кого конкретно подавать исковое в суд? На налоговую, на росеестр или просто утвердить в судебном порядке кадастровую стоимость земли на 2017 год и на основании судебного решения – отправить решение суда в налоговую на перерасчет за 2017 год?

Андрей, добрый день. Утвердить кадастровую стоимость за 2017 год в судебном порядке и на основании положительного решения суда сделать перерасчет налога в инспекции. Решения суда являются обязательными для исполнения.

Вопрос: сейчас конец 2018 г. Выставили и я уплатил налог на землю за 2016 г. Кадастровая стоимость была очень сильно завышена. Сейчас произошла государственная переоценка и со следующего года стоимость уменьшается втрое. Вопрос: в конце 2019 г. мне придёт налог за 2017 г, и он будет всё ещё по старому расчёту? Ведь в 2017 кадастровая стоимость была ещё старой., или уже начислят по новому? Если по старому, то возможно ли это оспорить?

  • ЮристВячеслав 26 дек в 17:58 #

Вячеслав, добрый день. Да, расчет налога на земельный участок за 2018 год будет производится по-старому расчету, так как на 2018 год кадастровая стоимость земельного участка не была еще изменена.

Юрист, Вячеслав, можно ли вернуть эти деньги или зачесть их в счет других налогов?

Владимир, добрый день. По поводу возврата денег или зачета их в счет других налогов Вам нужно обратиться непосредственно в налоговую инспекцию по месту постановки Вас как налогоплательщика.

Геннадий Викторович, добрый день! В 2000 годах купил производственные помещения (Базу) в разрушенном состоянии, землю не оформлял. Налог на имущество не тяготил, думалось что в последующем наладить производство. В 2017 году получил сумасшедший налог, после чего выехал на место, а там ветер в поле гуляет, строений нет, разграблена и разворована. В декабре 2017 года сняли с кадастрового учета. В 2018 году пришел налог в несколько раз выше, чем в 2017. Что делать? С учета снята, физически строения не существуют.

  • ЮристВладимир 26 нояб в 14:32 #

Владимир, добрый день. Налоговая инспекция прислала Вам налог на имущество за 2017 год, так как объект был снят с кадастрового учета и право на него было прекращено тоже в декабре 2017 году. Соответственно за 2018 год налог на имущество не должен прийти.

Геннадий Викторович, спасибо за ответ! Это я понимаю, что за 2018 год налога уже не будет. Но не хотелось бы платить налог за “мертвые души”, за то что в природе уже не существует. Поэтому я Вас и спрашиваю, что я могу предпринять, чтобы во-первых не платить налог, во-вторых доказать, что объекта в 2017, а также и в более ранние годы не существовало. Сумма налога не подъемная.

Владимир, добрый день. Доказать что объекта не существовало в 2017 года и в более ранние годы не получится, так как право на него прекращено только в 2017 году, а значит юридически объект существовал и налог на него начислялся. Понизить кадастровую стоимость также нельзя, ведь для этого необходимо заключение эксперта о рыночной стоимости, а сформировать его не получится, так как объекта в природе нет.

Юрист, Геннадий Викторович, добрый день! Спасибо за ответ! Но бездействовать и сложить руки нельзя, повторяюсь, являясь законопослушным гражданином, выполняющим свои обязанности по оплате налогов, я сегодня не могу оплатить тот налог, который мне начислили, тем более когда отсутствует объект налогообложения. Не подавать же мне на банкротство. На сегодня мной получен ответ от Министерства имущественных и земельных отношений в части предоставления сведений, которые были использованы при определении кадастровой стоимости. В ответе содержится скудная информация информация о техническом состоянии объекта, то есть известно только год постройки, назначение, площадь и материал стен, а информация об аварийности отсутствует. Мне понимается, что вся кадастровая оценка происходила в кабинете за чашечкой чай. Геннадий Викторович, какие будут Ваши предложения по дальнейшему оспариванию.

Владимир, добрый день. Попробуйте обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества за консультацией по Вашему вопросу. Я думаю, что такие ситуации, как у Вас у них уже были в практике, может быть они что-то посоветуют.

В 2017 году нежилое здание оценено в 11 600 000 руб., в ноябре 2018г подали документы на переоценку кадастровой стоимости здания, комиссия снизила кадастровую оценку до 2 600 000 руб. Как снизить кадастровую оценку здания за 2017 год.

  • Юриствалентина 10 нояб в 12:26 #

Добрый день. Вам также нужно обратиться в отдел Росреестра по снижению кадастровой стоимости с соответствующим заявление и предоставить рыночную оценку специалиста.

Пару лет назад наше СНТ присоединилось к соседней деревне и я оформляла изменение адреса своих двух участков. Выдали новые документы с указанием не “для строительства индивидуального жилого дома”, как было в старом свидетельстве, а “садоводство”, в том числе и на участок с жилым домом (на дом документы именно ИЖД, не дачный дом) при том, повторюсь, что СНТ, в котором я даже НЕ состою, на этот момент было присоединено к деревне и адрес я получила деревенский, а не СНТ. Как мне вернуть прежнее разрешенное использование участка?

  • ЮристЭрика 22 окт в 10:51 #

Добрый день. Вам нужно изменить вид разрешенного использования Вашего земельного участка, но для этого нужно уточнить в какой зоне находится участок. На сегодняшний момент действуют по каждому району утвержденные Правила застройки землепользования, в которых указано на какой вид разрешенного использования можно изменить участок. Вы можете прислать нам кадастровый номер участка и мы уточним в какой зоне он расположен.

Здравствуйте. Прошу Вас ответить на мой вопрос, в ноябре 2017 года я оспорил в мособлсуде, кадастровую стоимость обьекта недвижимости “склад” с 57 243000 снизили до 24 885000. Решение суда вступило в законную силу в феврале 2018 года. В решении сказано что новая кадастровая стоимость установлена по состоянии на 1 августа 2015 года и действительна до новой переоценки. Пересчитают ли мне налог и с какого времени. Спасибо.

  • ЮристАнатолий 22 окт в 18:19 #

Анатолий, добрый день. Да, налог должны пересчитать, расчет нового налога будет с момента вступления решения суда в законную силу.

Возможно вам потребуются

Кадастровая выписка на участок Кадастровая выписка из ЕГРН и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости для физических и юридических лиц. Срок ускоренного оформления 1 день.

Постановка на кадастровый учёт Оказываем помощь в постановке на регистрационный и кадастровый учет, снятии с кадастрового учета квартир жилых домов. Срок оформления 5 дней.

Инженеров спрашивают

Стоимость изменения (ВРИ) вида разрешённого использования участка

Добрый день. Да, если менять ВРИ, то это по стоимости дорого стоит, тысяч двести. Стоимость услуг такая, потому что сейчас администрация не взаимодействует с Росреестром, и крайне тяжело людям поменять ВРИ, то есть мы напрямую работаем с администрацией.
подробнее.

Категория: Кадастровые работы Срочный вопрос

Новости от кадастровых инженеров

Оставайтесь в курсе всех важных событий на рынке недвижимости

27 сентября 2019 Дачникам разрешат узаконить в собственность прилегающую к участку землю Подготовка межевых планов для увеличения площади земельных участков и подача документов в Росреестр для законного оформления увеличенной площади. С сентября текущего года начинают действовать поправки к законам «О кадастровой деятельности» и о «Государственной. читать далее.

Читайте также:  Оспаривание инвентаризационной стоимости недвижимости

09 сентября 2019 Расчёт стоимости изменения вида разрешённого использования земельного участка для строительства частных домов и коммерческих объектов Одна из причин отказа в получении разрешения на строительство — несоответствующий вид разрешённого использования земельного участка. Выходом из этой ситуации станет изменение основного или вспомогательного ВРИ участка. читать далее.

05 июля 2018 Изъятие земельных участков без забора либо при нецелевом использовании земли При изъятии земельных участков вопрос компенсации остается открытым. При нахождении на участке сооружений, которые невозможно изъять вместе с участком, недвижимое имущество продаётся с торгов. Граждане и юридические лица, приобретая законным путём земельные участки. читать далее.

26 июля 2018 В России ликвидируются партнерства кооперативы и другие формы садоводства и огородничества под дачную застройку Виды садоводства и огородничества объединяются в одну форму. Застройка, регистрация в СНТ и ОНТ усложнится. Согласно новому нормативно — правовому акту, садоводство и огородничество в виде различных кооперативов, партнёрств, а также товариществ. читать далее.

143500 , Россия, Истра

ул. Ленина дом 27

ГКИ «НЕДКАДАСТР» обслуживает строительные организации, выполняет работы в садовых товариществах и предоставляет кадастровые услуги для физических и юридических лиц.

Указанные на сайте цены носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой.

Нашли ошибку, неточность или неактуальную информацию на этой странице?

сообщите нам об этом

Группа кадастровых инженеров

  • © 2020 ГКИ «НЕДКАДАСТР»
  • Карта сайта

Наше оборудование сертифицировано в
государственных учреждениях г. Москвы

С 1 января 2020 года во всех регионах определять и оспаривать кадастровую стоимость будут согласно закону о государственной кадастровой оценке

24 Декабря 2018

Кадастровая оценка и оспаривание кадастровой стоимости пока могут осуществляться согласно Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон № 135-ФЗ). Но с 1 января 2020 года во всех субъектах РФ эти вопросы должны будут регулироваться Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”(далее – Закон № 237-ФЗ). В течение переходного периода, который начался с 1 января 2017 года, государственная кадастровая оценка (ГКО) может проводиться в соответствии с обоими законами. При этом ГКО, начатая в соответствии с Законом № 135-ФЗ, должна быть завершена до 1 января 2020 года. Точная дата начала применения к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, исключительно Закона № 237-ФЗ определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта (ч. 1-3, ч. 5 ст. 24 Закона № 237-ФЗ).

Согласно “новому” порядку определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о ГКО, а не оценочной организацией, отбираемой на основе конкурса (ч. 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости – то есть вступления в силу соответствующего акта уполномоченного органа субъекта РФ, считается 1 января года, следующего за годом проведения ГКО. Но в любом случае акт вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (ч. 4 ст. 15 Закона № 237-ФЗ). Убытки, причиненные в результате нарушений при определении кадастровой стоимости, возмещаются в полном объеме за счет бюджетного учреждения (ч. 4 ст. 7 Закона № 237-ФЗ).

На практике нередко кадастровая стоимость объектов оказывается завышенной. А правообладатели, конечно, заинтересованы в справедливой оценке, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. Главный юрисконсульт ООО НКЦ “Эталон” Александр Попов на круглом столе “Кадастровая оценка и налогообложение объектов недвижимости. Вопросы, возникающие на стыке бизнеса и власти”, состоявшемся в МТПП, обозначил ключевые шаги, которые следует, как правило, предпринять для оспаривания кадастровой стоимости: подготовка отчета об оценке рыночной стоимости, оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия), подготовка и подача соответствующего административного искового заявления (п. 15 ч. 1 ст. 20, глава 25 Кодекса административного судопроизводства), разбирательство в суде первой инстанции и затем в апелляции (чаще всего дело уходит в апелляционную инстанцию и на этом процесс завершается). Эксперт обратил внимание на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, досудебная процедура оспаривания в комиссии для юрлиц согласно Закону № 237-ФЗ не является обязательной, можно сразу обращаться в суд (ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

Ключевыми документами, которые необходимо представить в суд при обращении с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на объект недвижимости;
  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
  • отчет о рыночной стоимости объекта (ч. 2 ст. 246 КАС РФ, ч. 9 ст. 22 Закона № 237-ФЗ, ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Может ли требование установления кадастровой стоимости в размере рыночной рассматриваться как оспаривание императивно установленного налогового платежа? Узнайте ответ в “Энциклопедии судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Александр Попов напомнил о том, что в случаях, когда удовлетворение требований административного истца сводится к реализации в судебном порядке его права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя. Решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”). Между тем, правило, обозначенное ВС РФ, расходится с позицией по этому вопросу Конституционного Суда Российской Федерации, о нюансах котрой можно узнать из авторской колонки управляющего партнера правового бюро “Тимофеев и партнеры” Александра Тимофеева, подготовленной специально для ГАРАНТ.РУ.

Напомним также, что с 1 января 2019 года будет изменен порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Стоит отметить, что измененная после указанной даты кадастровая стоимость должна учитываться при налогообложении с даты начала применения изначальной стоимости.

С 2020 года кадастровая оценка будет проводиться по новой единой методике. Как самим рассчитать налоги?

К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ. Что изменится с введением новой методики кадастровой оценки, вырастет ли стоимость кадастровой оценки объектов, какие новые функции появятся у кадастровой палаты?

По последним данным, комиссии по пересмотру кадастровой стоимости больше половины решений приняли в пользу граждан. Все больше россиян стали оспаривать кадастровую стоимость своих квартир и дач. Показатель серьезный, ведь именно от этого зависят налоги на недвижимость. Да и суммы, на которые граждане смогли «удешевить» свою недвижимость впечатляют.

Достаточно назвать цифры только в одном, «среднем» регионе страны. Так, в 2017 году комиссия при Управлении Росреестра по Псковской области рассмотрела 513 заявлений о снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Итог – были приняты решения об уменьшении ранее установленной общей кадастровой стоимости 386 объектов. В денежном эквиваленте – это более четырех миллиардов рублей.

Цифра для непосвященного кажется огромной, но в Росреестре говорят, что это всего 0,06 процента от общего количества объектов недвижимости, сведения о которых на 1 января 2018 года содержались в ЕГРП. К слову, там есть сведения на 161,8 миллиона объектов по всей стране. По итоговым цифрам хорошо заметно, что успешно оспаривать кадастровую стоимость год от года граждане стали чаще. Если сравнить эти цифры с 2016 годом, то количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 7,5 процента.

В самом Росреестре напоминают, что любой человек, несогласный с оценкой кадастровой стоимости своей недвижимости, может оспорить ее результаты. Вариантов на выбор предлагается два.

Можно пойти в суд, но проще и надежнее обратиться в специальные комиссии по оспариванию. Они созданы при управлениях Росреестра абсолютно во всех регионах России.

Напомним, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

В Росреестре назвали самую свежую цифру – с января по декабрь 2017 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 58,2 процента заявлений. Фактически это означает, что чуть ли не каждое второе заявление недовольных кадастровой оценкой граждан было удовлетворено.

Росреестр напомнил, что он сам не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости. Но он участвует в исправлении ее оценки, если у собственников, или как выражаются чиновники – у правообладателей, появились сомнения в ее правильности.

Стоит напомнить, что до 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики.

Работа независимых оценщиков вызывала и до сих пор вызывает немало вполне справедливых нареканий. В их расчетах попадались не только чисто арифметические ошибки, но и просто неграмотные действия. В некоторых регионах одинаковые объекты недвижимости стоили совсем не одинаково, в других же регионах кадастровая оценка дворца вдруг оказывалась ниже стоимости лачуги.

А вот потом оспаривать результаты работы независимых оценщиков было невероятно сложно.

Количество нареканий перешло все границы, и стало понятно, что ситуацию необходимо менять. Причем кардинально.

Новые функции Кадастровой палаты

Как известно, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». В связи с этим изменились и функции Кадастровой палаты.

Росреестр участвовал в разработке проекта этого закона и последовательно выступал за принятие его положений. Для тех, кто не очень хорошо знаком с этим важным для буквально каждого собственника законом, стоит напомнить следующее.

Согласно новому закону государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российский Федерации по новым правилам с 2020 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2018 года.

Закон «О государственной кадастровой оценке» предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.

Эти государственные учреждения будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. И не важно каких – хоть дачи на шести сотках, хоть огромного частного завода или гостиницы.

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

В Росреестре напомнили, что новый механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Что изменит новая методика кадастровой оценки?

Напомним, что методика – это часть новой системы проведения и оспаривания государственной кадастровой оценки, введенной 3 июля 2016 года федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Полный переход на неё рассчитан до 2020 года. Кадастровую оценку сегодня проводят независимые оценщики. К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ.

Эксперты отмечают, что новая методика создана на основе федерального стандарта оценки (ФСО) № 4 и полученного оценщиками опыта. Система расчёта осталась той же, по которой работали оценщики, она стала лишь более подробно расписана.

Объекты недвижимости будут оцениваться с учетом экономических, экологических и социальных факторов региона, таких как уровень жизни населения, процент миграции, социальный состав жителей, инфляция, уровень ВВП субъекта РФ, наличие источников, загрязняющих природную среду.

При этом будет учитываться фактическое, а не «возможно выгодное использование строения и участка», как оценивалось ранее. К неблагоустроенным объектам (без газа, отопления, горячего водоснабжения, электричества и канализации) будет применяться понижающая корректировка.

Юристы считают также, что новая методика прибавит работы оценщикам, и стоимость их работы для потребителя скорее всего вырастет.

Зачем нужно больше информации об объектах недвижимости

Акцент сделан на учёт ряда ценообразующих факторов, таких как ситуация на рынке недвижимости, макроэкономическое окружение, состояние объекта, то есть степень его физического износа и прочее. Также принимается в расчёт историческая ценность объекта – очевидно, что оценщики все вышеназванные факторы всегда учитывали.

Более того, в последние годы оценочное сообщество и на уровне саморегулируемых оценочных организаций (СРОО), и в формате работы экспертов на площадках рабочих групп при министерстве экономического развития многое сделало для совершенствования методик.

Основная проблема, к сожалению, никакими методиками не решается. Речь идёт о базах данных и источниках, которые необходимы для анализа рынка. На сегодня общепризнанным в среде специалистов является факт, что именно недостатки баз данных Росреестра – основная причина проблем в оценке.

И без решения этой проблемы ни работа независимых оценщиков, ни передача полномочий по оценке в ГБУ в данном вопросе «погоды не улучшит». Уже и Росреестр признал, что основные ошибки в кадастровой оценке объектов произошли не из-за того, что методика оценки плоха, а из-за того, что информация, внесенная в базу Росреестра, мягко говоря, неполная, – где-то нет конструкций объектов, где-то неправильно указана площадь и т. д.

Читайте также:  Список документов для регистрации права собственности на недвижимость

Вырастет ли кадастровая стоимость?

Как пояснили в Кадастровой палате, кадастровая стоимость не будет меняться (также сохраняется право на обжалование кадастровой стоимости за правообладателями земельных участков) в нескольких случаях.

Не будет меняться кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость.

Если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения. В то же время, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

В таком случае кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Кадастровая стоимость после 1 января 2017 г. определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Как правильно оспорить кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость можно, если при оценке использовались неверные сведения об объекте недвижимости, например, неправильная площадь, и если кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Для этого необходимо обратиться в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре либо в суд. Более быстрый способ скорректировать кадастровую стоимость – это обратиться в комиссию. Порядок обращения в комиссию можно узнать на официальном сайте Росреестра (http://rosreestr.ru) или по телефону кол-центра 8 (800) 100-34-34.

Физические лица могут выбирать – обратиться в суд или в комиссию, а юридические лица обязаны сначала обратиться именно в комиссию. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца.

Вместе тем, согласно федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года кадастровая стоимость меняться не будет, право на обжалование кадастровой стоимости также сохраняется за правообладателями объектов недвижимости».

Как будут увеличатся налоги на недвижимость

До 2020 года налог на недвижимость будет постепенно увеличиваться. Расчёт налога будет осуществляться от кадастровой стоимости, а не от инвентаризационной, которая ниже первой. По некоторым объектам разница может достигать десятков раз. К этому времени для объектов с кадастровой стоимостью недвижимости менее 10 млн рублей, сумма налога составит 0,1 % от стоимости в год, до 20 млн рублей – 0,15 %, дороже 20 миллионов – 0,2 %.

Кроме этого при исчислении налога расчёт будет производиться не от кадастровой стоимости всего объекта, а от кадастровой стоимости за минусом вычета. На квартиру такой вычет составляет 20 кв. метров, на комнату – 10 кв. м, на жилой дом – 50 кв. м, на единый недвижимый комплекс – 1 млн рублей. Например, если площадь квартиры 48 кв. метров, то налог будет исчисляться с 28 кв. метров.

Законы о недвижимости, которые вступят в силу в 2020 году

В конце года обычно подводятся итоги и строятся планы на будущее. Однако для построения достоверного прогноза необходимо знать, что нового приготовила нам власть в наступающем году. Это касается и недвижимости. О том, какие законы в этой сфере вступят в силу в 2020 г., рассказывается в данной статье.

Изменение налогообложения

С 01.01.2020 г. государство вводит дополнительное условие применения минимального срока владения жильём для освобождения от налогообложения при его продаже. Напомню, что сегодня минимальный период составляет 3 года (п.3 ст.217.1 НК РФ). Он применяется, когда собственник получил квартиру (долю, дом, комнату) в подарок от родственника, по наследству, после приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением.

Однако после нового года пункт 3 статьи 217.1 дополнится подпунктом 4. Он гласит, что теперь гражданин должен заплатить налоги с продажи жилого помещения, полученного им по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, приватизации или в подарок от родственников) после трех лет владения, если на день регистрации в ЕГРН продажи этого жилища он имеет в собственности (в том числе и в совместной) другое (иное) жильё или долю в праве собственности на него.

Впрочем, законодатель тут же сделал оговорку. Он пояснил, что в целях настоящего подпункта в качестве «другого» или иного жилья не рассматривается помещение, которое гражданин купил в течение 90 дней до момента регистрации в ЕГРН продажи жилища, полученного им по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, в подарок или после приватизации). Иными словами, если человек приобрел новое жилье, а потом в течение 90 дней после этого продал помещение, когда-то полученное в наследство (по договору пожизненного содержания с иждивением, по договору дарения или после приватизации) и внес сведения о переходе права собственности в ЕГРН на покупателя, то он не будет платить налог с продажи жилой недвижимости, перешедшей к нему по наследству (по договору пожизненного содержания с иждивением, по договору дарения или после приватизации).

Эти правила распространяются и на земельный участок (долю), на котором находится продаваемый дом и хозяйственные постройки.

Чтобы было понятно, приведу пример. Допустим, человек живет в квартире, которая принадлежит ему и супруге на праве совместной собственности. У него умирает родственник, и он получает в наследство еще одну квартиру. Проходит три года. Сейчас собственник еще может продать наследственную квартиру без налога. А вот после 01.01.2020 года — нет, так как у него есть еще одно жилье в совместной собственности. Для продажи без уплаты налога придется ждать еще два года. Или другой вариант. Близкий родственник подарил человеку квартиру. Через три года одаряемый уже сам купил квартиру и решил продать подаренное жилье. Для того чтобы не платить налог, он должен успеть продать когда-то подаренную ему квартиру и внести в ЕГРН запись о переходе права собственности на покупателя до истечения 90 дней с того момента, как он купил новое жилище. Получается своеобразная гонка с ИФНС. Кто быстрее.

Именно поэтому я рекомендую собственникам, которые хотят продать после трех лет владения квартиру (долю), полученную по наследству, в подарок, после приватизации или по договору пожизненного содержания с иждивением и при этом имеют в собственности другое жилье, приобретенное более 90 дней назад, — продать помещение до нового года. В противном случае придется ждать еще 2 года или заплатить налог.

Следующая новелла касается налогообложения денежной компенсации, выдаваемой взамен предоставления земельного участка из государственной или муниципальной собственности. С 01.01.2020 года данная компенсация освобождается от налога (п.41.2 ст.217 НК РФ).

Нормативные акты, касающиеся кадастровой стоимости

С 1 января 2020 года вступает в силу статья 19 закона о государственной кадастровой оценке.[1] Согласно этой статье местные власти получат право проводить внеочередную государственную кадастровую оценку недвижимости. Последняя будет проходить в субъекте РФ, если индекс рынка недвижимости в регионе снизится на 30 и более процентов со дня проведения последней кадастровой оценки. Кроме того, уполномоченный орган станет осуществлять внеочередную оценку, если собственники 30 и более процентов объектов недвижимости в субъекте РФ оспаривают кадастровую стоимость с целью установления ее рыночной цены.

С 01.01.2020 г. завершается переходный период применения закона № 237-ФЗ. С этой даты правоотношения, связанные с осуществлением кадастровой оценки и оспариванием кадастровой стоимости, станут проходить только в соответствии с этим законом. Закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в сфере определения кадастровой стоимости и ее оспариванию свое действие прекращает.

Ну и наконец, с 01.01.2020 г., кадастровые инженеры не смогут оставаться членами СРО, если они не получат высшего образования в сфере кадастровых отношений либо дополнительного профессионального образования по программе переподготовки.[2]

Норма закона об участии в долевом строительстве

С 28.06.2020 г. часть 3 статьи 4 закона об участии в долевом строительстве № 214-ФЗ дополнится пунктом 3.1. Он указывает, что уполномоченный федеральный орган разрабатывает и устанавливает требования к электронным формам документов (ДДУ, соглашения об уступке прав требования и внесении изменений в договор) в сфере долевого строительства. Следовательно, скоро мы увидим утвержденные электронные формы ДДУ и сопутствующих ему документов.

Изменения в закон о регистрации недвижимости

1 января 2020 г. начнет действовать Глава 10.1. закона о регистрации недвижимости. Она регулирует порядок выплаты единовременной денежной компенсации добросовестному приобретателю при изъятии у него жилья. При изъятии помещения судья должен будет вынести решение о возмещении убытков гражданину, потерявшему жилище. Убытки взыскиваются с причинителя вреда. Однако если судебный пристав в течение полугода по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам не взыщет деньги или взыщет их частично, то потерпевший получит право на компенсацию. Для этого ему нужно будет подать иск к государству. Судья рассмотрит заявление и взыщет компенсацию с РФ (хотелось бы в это верить). Ее размер определяется исходя из реального ущерба или кадастровой стоимости. Суд вправе уменьшить компенсацию, если добросовестный приобретатель получил частичное возмещение от причинителя вреда.

Стоит отметить, что эта глава распространяется и на случаи, когда жилище изъято в пользу государства, субъекта РФ, местного муниципалитета. Причем если государство или местная власть отобрали помещение до вступления в силу этого закона, то бывший собственник вправе подать заявление о компенсации в течение трех лет со дня начала действия данной главы. То есть до 01.01.2023 г.

Проекты, находящиеся на рассмотрении

Сегодня на рассмотрении в Госдуме находится несколько проектов, касающихся недвижимости. Они будут приняты и вступят в силу (за исключением некоторых положений) в будущем году. Например, проект № 841216-7, внесенный в ноябре 2019 г. Этот документ ликвидирует унитарные НКО, создаваемые Фондом защиты прав дольщиков для достройки проблемных объектов, и передает их функции Фонду, ужесточает субсидиарную ответственность руководителей ЖСК перед членами кооператива при банкротстве, предусматривает выплаты членам ЖСК из компенсационного фонда и так далее. Проект уже рассмотрен в первом чтении. Думаю, закон примут весной — летом 2020 г. Тем, более, что председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил его особую важность.

Кроме того, заслуживает внимание проект № 814739-7, направленный в Думу правительством РФ. Документ вводит непрерывный надзор Росреестра за проведением государственной кадастровой оценки, устанавливает ретроспективное применение кадастровой стоимости в случае ее изменения судом или комиссией, а заодно ликвидирует и сами комиссии по оспариванию стоимости и передает их функции бюджетным учреждениям, определяющим кадастровую стоимость.

Ну и наконец, следует отметить проекты № 831790-7 и 785806-7. Законопроект № 831790-7 запрещает изымать землю под многоквартирным домом без образования земельного участка и внесения о нем сведений в ЕГРН. Это делается с целью получения собственниками помещений равноценного возмещения за недвижимость. А проект № 785806-7 вводит понятия гаражного комплекса и гаража, закрепляет положение о доле собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, перечисляет общее имущество владельцев гаражей, закрепляет формы объединений собственников гаражей и машино-мест.

Думаю, что все вышеперечисленные законы примут в 2020 г.

Выводы

На первый взгляд, 2020 г. не радует количеством вступающих в силу законов. Мы знали и более «урожайные» годы. Однако все еще впереди. Не стоит забывать о проектах, рассматриваемых сейчас в Госдуме. В новом году два-три этих документа обернутся полноценными законами.

Кроме того, власти часто принимают важные нормативные акты в ускоренном темпе, когда от регистрации проекта в Думе и до подписания его президентом проходит месяц-два. Вспомните хотя бы «законы» о дачной амнистии. Так что и в наступающем году наверняка появятся законы в сфере недвижимости, которых сейчас даже нет в проекте.

[1] Федеральный закон № 237 — ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 года.

[2] П.2. ч.2 ст.29 Федерального закона № 221 — ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 г.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости». Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции

Ссылка на основную публикацию